Место Благовещения в череде Богородичных праздников

Встречаем Благовещение. Место Благовещения в череде Богородичных праздников
Поделиться
Благовещение

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy

Нам кажется само собой разумеющимся, что в Церкви есть свой собственный календарь, в котором каждый день мы вспоминаем и чтим разных святых и мучеников. Что есть особые церковные праздники: торжество торжеств – Пасха, Светлое Христово Воскресение, есть двенадцать главных праздников – двунадесятых, есть великие, средние и малые торжества.

Но этот календарный круг не был придуман специально. Он складывался постепенно. Сначала то или иное событие начинали чтить в какой-то одной христианской общине или местности. Потом к торжествам присоединялись другие Поместные Церкви, а со временем праздник становился  общехристианским.

Так получилось и с почитанием Пресвятой Богородицы. Евангелист Лука приводит свидетельства об особом восхищении Богоматерью ещё при земной жизни Спасителя. Первой вознесла хвалу Деве Марии её родственница Елизавета, мать пророка Иоанна Предтечи. Потом Богородице и Богомладенцу поклонились пастухи и волхвы. Праведный Симеон Богоприимец пророчествовал о судьбе Пречистой Девы. Во время проповеди Христа “одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!”.

Известно, что апостолы бережно заботились о Деве Марии после Вознесения Христова. Евангелист Лука встречался с Пресвятой Богородицей, его евангелие содержит множество подробностей, которые могли быть известны только Деве Марии. По преданию, Лука написал первые иконы Богоматери. Это говорит существовавшем среди первых христиан благоговейном внимании к тайне Боговоплощения, к личности Той, Которая послужила этому чуду.

После Успения Пресвятой Богородицы Её гробница в Гефсимании стала местом поклонения. Так же, как и дом в Назарете, где Дева Мария жила с Иосифом Обручником и где произошло Благовещение.

Первым христианским праздником была, разумеется, Пасха Христова. Потом появилась традиция почитания Рождества Сына Божия. И вслед за этим, в четвёртом веке установилось торжество в честь Боговоплощения и Благовещения Пресвятой Богородицы. То есть Благовещение стало первым праздником, посвящённым Деве Марии.

Постепенно в православный календарь вошли и другие даты, связанные с Царицей Небесной. В начале шестого века – Сретение Господне, праздник, который считается отчасти богородичным;  в конце шестого века – Успение Богоматери. В седьмом – Рождество Пресвятой Богородицы, в восьмом – Введение Богородицы во Храм. Среди великих не двунадесятых богородичных праздников – Покров Пресвятой Богородицы. Также Церковь особо творит память родителей Пресвятой Девы – праведных ИоакИма и Анны, чтит значимые дни, связанные с земными святынями Царицы Небесной – Её поясом и ризой. В особые дни чествуются чудотворные иконы Царицы Небесной.

Почитание Церковью Богородицы – христоцентрично. Мы прославляем Её, потому что без Девы Марии не было бы Боговоплощения, а без него – возможности спасения от греха для всего человечества. Об этом говорит первая строчка праздничного тропаря – песнопения Благовещения: “Днесь спасения нашего главизна” – “Сегодня спасения нашего начало”.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...