Ребёнок завёл своими вопросами в тупик? Детский психолог и мать десятерых детей, Екатерина Бурмистрова даст несколько полезных советов о том, как удовлетворить детское любопытство.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом драгоценном – о семье и детях и с вами Софья Бакалеева. У нас в гостях детский психолог Екатерина Бурмистрова – автор интернет-проекта «Семья растет», мама десятерых детей. Здравствуйте, Катя!
Е.Бурмистрова
— Здравствуйте, Софья!
С.Бакалеева
— Кать, многих родителей пугает, когда дети начинают задавать какие-то для них неожиданные вопросы, например, откуда я взялся.
Е.Бурмистрова
— Да уж, редкий ребенок не вгонит родителей в краску, не задав этого вопроса.
С.Бакалеева
— В каком возрасте обычно такие вопросы возникают?
Е.Бурмистрова
— Зависит от того, рождаются ли еще братья и сестры у ребенка, если рождаются, то может быть и раньше, но в среднем, в районе 4-5 лет. Ребенок спрашивает: «Мам, а как я родился?», - и мама в ступоре, она думает, неужели надо сразу рассказывать все и подробно. То есть, вопрос задает ребенок, но первое, что стоит сделать – это понять, о чем он собственно спрашивает. И в общем-то, этот первый вопрос: «Мама, как я родился», - он скорее такой философский. Ребенок не хочет в ответ услышать физиологию родов, или зачатия. Ему действительно интересно, откуда он появился. Ребенок вообще задает в этом возрасте вопросы такие глобальные жизненные – умру ли я; а ты умрешь ли; а почему люди умирают; а почему листочки падают. То есть ребенок начинает осознавать некий такой большой пласт жизни, связанный с приходом и уходом и конечно же, спрашивает родителей.
С.Бакалеева
— Какая реакция правильная должна быть у родителей и какая неправильная?
Е.Бурмистрова
— Значит, неправильная – это заминать разговор и уходить от него навсегда. Правильная реакция, ну как правильная, она для каждого своя правильная, нет одной правильной реакции для всех, да, она индивидуальна. Правильная реакция – это ответ. Ответ может быть любой.
С.Бакалеева
— Нашли в капусте.
Е.Бурмистрова
— Значит, но совпадающий с реальным положением дел, просто неполный. Вы знаете, есть рисунок, а есть набросок. Набросок – это легкие штрихи, где только проглядывает изображение. Так вот, ответ должен быть наброском к тому, что вы потом сможете добавить, прорисовав картинку, когда ребенок подрастет и начнет лучше вообще разбираться.
С.Бакалеева
— То есть, если мы в четыре года сказали, что купили его в магазине – будет сложно развить потом эту тему?
Е.Бурмистрова
— Отыграть назад будет сложно, более того, ребенок сам узнает от ровесников во дворе, там в шесть, или семь лет, или в школе, откуда берутся дети и поймет, что мама, или папа обманули.
С.Бакалеева
— Ну, а скажем, можно привести примеры каких-то правильных набросков?
Е.Бурмистрова
— Конечно можно, но я прежде всего хочу сказать, что если ребенок вам вопрос задал и вы не знаете, что ответить, еще не сформулировали, не подобрали слов, то вообще святое право родителя – это право на паузу. Сказать: «Ты знаешь, сейчас… мы с тобой обязательно про это поговорим, но мне надо подумать, как тебе лучше объяснить».
С.Бакалеева
— То есть, это не экзамен, можно отложить ответ?
Е.Бурмистрова
— Да, если родитель сделает так, не найдясь сразу, это во-первых, подчеркнет для ребенка серьезность его вопроса, а родителю даст возможность подготовиться, поговорить с кем-то из более опытных друзей, или знакомых, почитать книжечки, или там в интернете посмотреть варианты ответов. Так вот, наброски правильных ответов. Вопрос как звучит – мама, откуда я взялся, или, мама, как я родился. Надо сказать, что из животика мамы, в первую очередь.
С.Бакалеева
— То есть, это будет правдой?
Е.Бурмистрова
— Это правда, разве нет?
С.Бакалеева
— Да, безусловно.
Е.Бурмистрова
— Все-таки в пробирках еще, слава Богу, дети не растут. Значит, а дальше еще одно такое правило, нужно дожидаться следующего вопроса. Знаете, очень часто, услышав один вопрос такого рода и может быть, долго готовясь к его появлению, родители начинают прямо вываливать информацию большими порциями. А ребенок ее не запрашивал, он спросил один вопрос, вы ответили. Если не прозвучал второй…
С.Бакалеева
— Вполне возможно, что ему будет достаточно этого.
Е.Бурмистрова
— На время, да. Он подумает-подумает и спросит: «А как я вылез из животика?», - например, или «Откуда я в животике появился», или оба вопроса сразу. Но он должен до них дорасти. Одно из правил вообще в отношении детей и родителей – не давать ответов на незаданные вопросы, дожидаться авторской формулировки. Потому что, один ребенок спросит одно, другой ребенок спросит другое. На самом деле очень часто за этим вопросом 4-5-ти летнего ребенка: «Мама, откуда я взялся», - стоит совершенно другой вопрос, философско-религиозный: «Мама, где я был, когда меня не было», и может быть, он задаст этот вопрос: «А где же я был до животика?». И как ответить на такой вопрос – это собственно, вот уже вопрос… это тема религиозных воззрений родителей.
С.Бакалеева
— Так какие, может быть мы сможем привести подсказки для родителей, какие-то варианты ответов?
Е.Бурмистрова
— Ну, врать нельзя. Знаете, вот ребенку не надо врать, потому что это не проходит бесследно, это запоминается. Понимаете, если вы верите в то, что душа бессмертна, то вы об этом сможете сказать. Если вы понимаете, что не знаете, откуда ребенок взялся, да, и где он был, когда его не было – вы можете сказать это. Насколько я себе представляю у христиан православных нет мыслей о предсуществовании души, скажем, последователи индуизма дадут ребенку своему один ответ. Православный человек так не скажет, да. Я так понимаю, что наиболее корректная формулировка для ребенка верующих родителей – это, что был в промысле Божьем, что ты как бы был в замысле, в проекте, если вы в это верите. Если помните, в спектакле, или это фильм «Синяя птица», помните там на облачке сидят девочка и мальчик и одному нужно рождаться раньше, а другому позже.
С.Бакалеева
— Да, в «Лазоревом дворце».
Е.Бурмистрова
— Это не христианское воззрение, хотя это такой большой образ. Не надо путать ребенку представления, говоря, что ты жил раньше на небе, потому что это может привести к возникновению фантазий не имеющих связи с реальностью. Но собственно тут уже ребенок становится заложником, это сильное слово, воззрений родителей. Если люди материалисты такие сугубые и думают, что нигде его не было, а вот зачатие произошло, вот он и появился, они так скажут. Очень важно, если в семье есть люди, представляющие разные точки зрения, скажем, бабушки думают одно, папа другое, мама думает третье – подготовить ребенка к тому, что ему разные взрослые ответят по-разному.
С.Бакалеева
— А если договориться всем взрослым заранее, или это невозмоно?
Е.Бурмистрова
— Ну, если взрослые уже не договорились, кто там во что верит, это людям повезло, если все единодушно там, да, исповедуют одну веру правильную, а если нет, так вот…
С.Бакалеева
— То лучше бабушка пусть даст свой честный ответ?
Е.Бурмистрова
— Ну, можно попробовать договориться. Но обычно, такого рода договоренности по столь серьезным вопросам не работают и лучше ребенка подготовить к тому, что я думаю так, но что по этому поводу люди думают разное, а точно никто не знает. В ситуации разногласий лучше сказатЬ, что точно не знает никто. Я думаю так, папа думает так, бабушка думает так, вот родители твоего друга думают вообще по-другому, они там скажем, какие-нибудь буддисты, вдруг, если мы живем в такой мультикультурной среде, ребенок столкнется обязательно с разными мнениями и лучше, если его подготовят к этому родители. Важно не давать каких-то очень умных ответов и главное, не давать ребенку дошкольнику медицинских атласов, изображающих тело. Вы еще успеете, это можно сделать младшему школьнику, или там подростку, а 4-5 летнему не надо.
С.Бакалеева
— Но ведь там возникнет, может быть не в 4, не в 5, чуть позже – как я появился в животе у мамы.
Е.Бурмистрова
— Да, возникнет.
С.Бакалеева
— То есть, если был первый ответ, что появился из живота – следующий на очереди, как же я появился там в животе.
Е.Бурмистрова
— Или, где был до этого, как я туда попал. Тут очень смешно и антропологи и психологи исследовали детские воззрение и есть всегда у детей гипотеза, что мама проглотила ребенка, съела с пищей, или вдохнула с воздухом. И так же есть идея, что мамы ребенка выкакивают. Звучит может быть это как-то жестко, или грубовато, но тем не менее, эти примитивные гипотезы детские, они редко кого минуют.
С.Бакалеева
— Стоит ли развеять эти представления?
Е.Бурмистрова
— Да. Не надо поддерживать неправдивые версии – это тот же принцип, что мы не врем, что нет, не съела. Как объяснить вот этот момент, как ребенок туда попал – выбор родителей. Многие очень используют аналогию цветка. Если вы понимаете, что ваш ребенок обладает скорее таким научным складом мышления, он любит задавать вопросы…
С.Бакалеева
— И любит докапываться до сути.
Е.Бурмистрова
— Докапываться и вот уже в скором времени он вас спросит – начинайте рассказывать про ботанику, про то, что есть тычинка, есть пестик, есть пыльца, и вот цветок, а чтобы получился плод, нужно, чтобы пыльца попала на пестик, тогда и получится ягодка, или яблочко. Заранее начинайте рассказывать и тогда вам эта аналогия пригодится. Рассказывайте, что есть икринка, из икринки получится рыбка, что есть яичко, а из яичка получится цыпленочек. Аналогии растительного и прежде всего животного мира могут тут помочь. И в целом, если вы скажете ребенку, что малыш образуется из семени папы в животике мамы – это будет правдой. И я думаю, что вопрос – а как же там оказалось это семя папы, семечко, ребенок задаст тоже не сразу. Далеко не каждый 5-6 летний ребенок задаст такой вопрос сразу. И вообще, родители часто недооценивают информированность детей. Ведь эта информация является для ребенка информацией первого порядка важности, это о чем обязательно говорят в детском саду, вспоминаете, откуда вы сами родители узнали о том, как появляются на свет дети.
С.Бакалеева
— Именно поэтому, из опасений, из страха такой недостоверной детсадовской информации, родители и раскрывают медицинский атлас перед детьми.
Е.Бурмистрова
— Да, но если атлас раскрыть слишком рано, у ребенка просто могут страхи сформироваться. Это строение тела и эти подробности не кажутся красивыми, как кажутся взрослым. Часто взрослый человек замирает от того, насколько вообще все это устроено, невероятно разумно и даже красиво, а ребенку это кажется мерзким.
С.Бакалеева
— А в каком возрасте это возможно уже?
Е.Бурмистрова
— Это…
С.Бакалеева
— Показать медицинские энциклопедии, атласы, или специальные издания.
Е.Бурмистрова
— Вы знаете, я думаю, в том возрасте, когда они начинают это проходить в школе, на окружающем мире сейчас проходят, по-моему, в третьем классе, по разным программам по-разному, но где-то в школьном возрасте уже можно. У дошкольника мышление другое – сказочное и ему гораздо ближе сказочные образы, он ему больше дадут. Например, в сказке «Дюймовочка», Дюймовочка появилась из цветка и в сказках, и в мифах, огромное количество историй о чудесном рождении. Но чудесные дети рождаются чудесным образом да, а обычные дети рождаются обычным образом и тут не надо врать и не надо заваливать ребенка информацией, нужно с ним откровенно поговорить. Но это может быть серия маленьких разговоров. Очень важно не краснеть, не замыкаться, а все-таки какую-то информацию шаг за шагом давать и почти всегда, если вы уже сейчас растерялись, не знаете, что сказать ребенку дальше, можно переключиться на разговор о том, как же там малыш в животике растет. Это тоже очень интересует детей, особенно тех, у кого…
С.Бакалеева
— Наверное, в более выигрышном положении оказываются мамы, которые ждут второго, или следующего малыша.
Е.Бурмистрова
— Да, ну либо в окружении кто-то там, это не обязательно мама, это может быть тетя, кто-то из знакомых в парке, где вы гуляете, можно рассказывать и для ребенка тоже будет много косвенной информации, которая потом поможет ему ответить на разные вопросы – откуда я взялся. Соответственно, можно говорить о том, что там малыш, он еще очень маленький, но он еще совсем человечек, у него есть ручки и ножки, опять же не обязательно показывать фотографии внутриутробного ребенка, потому что он и взрослым то некоторым кажется не очень красивым, но можно, например нарисовать, как малыш у мамы в животике живет, что он там не дышит, что к нему идет пуповинка. То есть, если малыш скоро перестанет быть младшим – это нужно делать особенно активно. Но в целом, это полезно.
С.Бакалеева
— Ну, то есть, это и хорошо еще, чтобы подготовить его к роли старшего.
Е.Бурмистрова
— Но я хочу сказать, что такой рассказ о ребенке внутри живота является, как ни странно профилактикой абортов в дальнейшей взрослой жизни. Сейчас еще об этом рано думать, но если малыш с детства привыкает понимать, что там вообще живое существо, что там уже сразу ребеночек, для него это ляжет в основу его мироосознавания и в дальнейшейм предохранит его от каких-то шагов. Что еще важно услышать детям. Важно услышать детям, что малыши рождаются только у взрослых, потому что мечтой почти каждой девочки является родить себе маленького ребеночка прямо сейчас.
С.Бакалеева
— А кто-то просит родить собачку.
Е.Бурмистрова
— Тут нужно сказать, что мамы только деток рожают, ни собачек, ни кошечек, ни машинок мамы рожать не умеют. Каждый вид происходит от родителя своего вида. Очень важно сказать, что взрослые у которых рождаются детки, должны быть женаты. Это тоже некое закладывание правильных основ.
С.Бакалеева
— Семейных ценностей будущих.
Е.Бурмистрова
— Мировоззрения, да.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Катя. Итак, не будем бояться самых каверзных вопросов, только не забывайте, что вопрос: «Как я появился в животике», - у ребенка из области философии, а не области анатомии. С вами была Софья Бакалеева, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.