В гостях у программы "Материнский капитал" Алёна Захарова, педагог детского центра развития "Подсолнух".
С.Бакалеева:
— Здравствуйте – это программа «Материнский капитал». Программа о самом драгоценном – о семье и детях. У нас в гостях педагог детского центра развития в Печатниках «Подсолнух» Алена Захарова. Здравствуйте, Алена!
А.Захарова:
— Здравствуйте, Софья!
С.Бакалеева:
— Такое распространенное словосочетание, как «раннее развитие», расскажите, пожалуйста, что это такое? Раннее – это насколько раннее, когда оно начинается?
А.Захарова:
— Ну, это философский вопрос на самом деле, что такое раннее. Раннее – это значит преждевременное, я…
С.Бакалеева:
— Есть такой подтекст.
А.Захарова:
— Я просто считаю, что раннее – это все, что относится к раннему возрасту и это все на самом деле очень вовремя происходящее. То есть ребеночек в самом раннем возрасте активно развивает все свои способности, все свои сферы. Эмоционально он взаимодействует, с мамой прежде всего.
С.Бакалеева:
— Ранний возраст – это мы о каком говорим возрасте?
А.Захарова:
— Ну, есть младенческий ранний возраст и есть ранний возраст преддошкольный – с года до трех лет. Поэтому, можно это все объединить в одно понятие – ранний – это примерно до трех лет, может быть до четырех, иногда.
С.Бакалеева:
— С рождения?
А.Захарова:
— Да, с рождения, конечно. Все, что касается центров раннего развития, обычно туда с полугода, примерно, приходят, с месяцев 8-9, кто-то в годик-полтора – это уже зависит от активности мамочки. Все, что можно дать дома, сейчас очень большой выбор и пособий и информации, можно многим заниматься чисто дома. И при большом желании можно еще обогатить этот свой опыт развития, занимаясь в детском центре, или в центре социализации ребенка, которых тоже достаточно много существует. Сейчас, слава Богу, есть практически в каждом районе, в каждом округе ЦИПР – центр игровой поддержки, где тоже, где-то с года, с полутора лет можно приходить и заниматься.
С.Бакалеева:
— А чем отличается центр раннего развития, скажем, от центра социализации?
А.Захарова:
— В центр социализации вы приходите как в лекотеку, там находитесь время, которое вам удобно и по своему усмотрению, либо сам ребенок, либо вы вместе с ребенком там проводите время. Иногда можно оставить ребенка одного и уйти на время. В центре раннего развития, чаще всего, организованы структурированные занятия, которые происходят по какому-то расписанию – определенное время, определенные группы, то есть это микроколлективы с руководителем…
С.Бакалеева:
— То есть мы предлагаем в центре…
А.Захарова:
— И процессом руководит какой-то педагог, который предлагает разные виды деятельности, в которых можно активно участвовать, или понаблюдать за ними.
С.Бакалеева:
— Но вот эта самая ранняя деятельность – это дань моде, это польза для развития самого ребенка, это умение…мы хотим научить маму общаться с малышом? Что это? Для чего это?
А.Захарова:
— Здесь много факторов, в том числе и все, что Вы сказали. Это просто обогащение выбора. Вы можете в разных условиях заниматься одним и тем же, может быть с разным эффектом, может быть с одним и тем же. Это возможность дополнительной социальной активности, возможность поделиться с друг другом опытом – родители между собой общаются активно обычно в группах, возможность получить помощь от педагога, если родитель не уверен в своих собственных силах и возможность дать ребенку какой-то относительный устойчивый постоянный коллектив для общения.
С.Бакалеева:
— То есть это на самом деле… центр раннего развития не ставит своей задачей, как можно быстрее научить ребенка чему-то – чтению, рисованию?
А.Захарова:
— Конечно, я думаю, что эти мифы о том, что раннее развитие – это искусственный способ сделать гения, они остались в далеком прошлом. Сейчас еще продолжаются дискуссии на эту тему, но обычно люди, которые работают в этой сфере, уже не пропагандируют эту идею, не муссируют.
С.Бакалеева:
— А Вы считаете, можно сделать, воспитать, вырастить гения? Как Вам кажется?
А.Захарова:
— Я считаю, что это ложная цель, потому что специалист подобен флюсу, а гений – это в какой-то мере может быть отклонение от нормы. Главное, воспитать гармоничного человека, который мог бы реализовать себя в тех сферах, которые ему интересны, прежде всего в сфере личного счастья.
С.Бакалеева:
— А как маме вовремя остановиться? Где найти эту золотую середину, не перегнуть палку, не перекормить навыками, умениями ребенка, знаниями, информацией?
А.Захарова:
— Тут очень простой критерий, надо опираться на впечатление от того, нравится ли ребенку. Ребенок никогда не солжет и не будет какие-то цели преследовать фанатично. Все, что ему не нравится, он покажет, что ему это не нужно. Он впитает столько информации, сколько он в состоянии впитать. Он пойдет туда и будет заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Мы всегда, когда предлагаем какую-то деятельность, повторяем, что не нужно настаивать, чтобы ребенок делал все, что делает вся группа. Если он увлекся каким-то процессом, он может продолжить им заниматься, если все уже занимаются чем-то другим. Ему лучше знать, что ему в данный момент необходимо. Либо, если вы хотите, чтобы он последовал за всеми, он должен сначала увидеть эту альтернативу конкретную, а потом сам решить, что ему это тоже нужно, чем мы ему будем говорить: «Нет, ты вот это положи, сейчас что-то еще будет». Пусть он поиграет с тем, с чем хочет, а увидев что-то другое сам решит, что ему это тоже нужно. Главное, опять же, я, наверное, повторюсь: процесс важнее результата! Важно, чтобы ребенку было комфортно, интересно и чтобы он понимал, что его интересы учитываются.
С.Бакалеева:
— Но приходят мамы, наверное, чаще всего к вам?
А.Захарова:
— Чаще всего мамы, бывают няни, бывают бабушки и самые желанные и редкие гости – это папы.
С.Бакалеева:
— Они хороши?
А.Захарова:
— Бывают, папы хороши обычно, папы безупречны.
С.Бакалеева:
— Если уж папа зашел - занятие удалось.
А.Захарова:
— Конечно, безусловно.
С.Бакалеева:
— А вам приходится их перевоспитывать? Ведь, наверняка есть… нас то как раз растили в обратном устремлении – не на процесс вовсе, а на результат настраивали. Приходится ли иногда как-то работать с мамой, с бабушкой?
А.Захарова:
— Мы такой цели не ставим. Я думаю, что лучший критерий, истина – это практика, мамы просто видят, что работает, а что не работает. Когда нужно какой-то дать комментарий, мы конечно даем.
С.Бакалеева:
— Давайте чуть конкретнее расскажем, что такое раннее развитие и что подразумевает, какие виды деятельности подразумевает этот термин?
А.Захарова:
— Это прежде всего развитие.. в сензитивный период нужно развивать определенные умения. Сначала у нас развиваются эмоции и моторика…
С.Бакалеева6
— То есть, именно в тот момент когда мы можем получить наиболее яркие результаты, правильно, да, этим и следует заниматься?
А.Захарова:
— Да, сначала, ну, наверное, эмоциональная сфера – это то, что нужно развивать с начала и до конца. Это то, что нигде больше ребенок не получит, как в семье. То есть, это близкая связь, прежде всего с мамой, это эмоциональное общение, понимание друг друга…
С.Бакалеева:
— А что такое развивать эмоциональную сферу? Как это можно сделать?
А.Захарова:
— В конечном итоге малыш должен понимать свои чувства, чувства других людей, уметь соизмерять свое поведение с тем, что сейчас оптимально. Потому что эмоции захлестывают, как детей, так и взрослых и, и тем, и другим, необходимо научиться с ними обращаться, а не их игнорировать. Это как бы… сложная достаточно сфера и в то же время, необходимая каждому.
С.Бакалеева:
— В игровой форме вы это преподносите?
А.Захарова:
— Да, мы можем моделировать эмоции, изображать их.
С.Бакалеева:
— Например, как?
А.Захарова:
— У нас есть песенки, которые посвящены эмоциям, либо мы можем просто с зеркальцем играть и показывая какую-то эмоцию, ее называть. Главное, чтобы малыш понимал, что это игра и не слишком заразился ею. Это кратковременно может быть, да, если мы демонстрируем какие-то негативные эмоции, но в то же время, они тоже нам нужны для чего-то и полезны, поэтому не нужно их отвергать, а надо понимать, что они нам зачем-то нужны и в каких-то ситуациях совершенно полезны и необходимы. Просто, любые эмоции следует выражать конструктивно, если вы просто хотя бы их понимаете, вы знаете, что с ними делать, а когда они прорываются неуправляемо, то, конечно, тут уже никто не знает, что делать. Поэтому, к этому мы готовим малышей…
С.Бакалеева:
— Результаты видны в процессе занятия? Скажем, начало учебного года и конец?
А.Захарова:
— Конечно, безусловно, мы можем даже по лицам, не только детей, но и родителей понять, насколько давно они к нам ходят, сначала они могут… то есть адаптация у родителей не менее тяжело может происходить, как и у ребенка. Непонятно, что и зачем они пришли. Не всегда они понимают, а зачем вообще мы пришли. Такое впечатление, что человек пришел, а сам сомневается и даже сильно сопротивляется тому, что происходит. А постепенно люди раскрываются и понимают, что малыш получает здесь много пользы и от этого родители получают удовольствие. Наверное, не хватает нам в повседневной жизни, просто и общения часто, групповой эффект может быть не только в какой-то конкретной пользе развивающей, а просто, как социальная такая отдушина, где можно пообщаться.
С.Бакалеева:
— То есть, один из факторов еще этого самого раннего развития – это умение общаться с другими детьми?
А.Захарова:
— Основной фактор, я думаю, конечно, социализация, зачем ходят в детский центр, либо в другие детские учреждения.
С.Бакалеева:
— Особенно касается, наверное, тех семей, в которых мало пока детей – один, или двое?
А.Захарова:
— Да, у нас не так много пока, к сожалению многодетных, поэтому, есть дефицит общения и у детей. Потому что, даже, если вы ходите в детский сад, в большом коллективе вы тоже можете оказаться в изоляции, а здесь в детском центре обеспечивается все-таки и психологический комфорт – у тебя есть взрослый твой, который помогает тебе свои эмоции контролировать, и в то же время, есть другие дети с которыми можно взаимодействовать и учиться общаться.
С.Бакалеева:
— Это я поняла, а пресловутые методики по раннему обучению чтению, письму, счету, они сейчас популярны?
А.Захарова:
— Конечно, универсальных методик нет, здесь тоже главным критерием, я считаю, интерес ребенка. Если какая-то методика кажется вам не подходит, можно попробовать другую, или другого педагога. Иногда очень важно просто, чтобы совпадали биоритмы педагога и ребенка. Может быть хороший педагог, но с данным конкретным ребенком что-то не срастается. Можно дома все это использовать. Сейчас продаются и кубики Зайцева и карточки Домана, пособия и их последователей.
С.Бакалеева:
— То есть, по-прежнему, методики Зайцева и Глена Домана, они по-прежнему…
А.Захарова:
— Да, и много их модификаций.
С.Бакалеева:
— Но все-таки, Вы советуете обращать внимание на педагога, прежде всего, если мы идем заниматься куда-то?
А.Захарова:
— На то, как ребенок реагирует, да. Тут очень много факторов, которые иногда трудно даже угадать, что сработало, что не сработало. Но ориентироваться надо всегда на ребенка.
С.Бакалеева:
— Появились ли новые какие-то методики, ведь этим методикам лет, наверное, 20 уже.
А.Захарова:
— Да, не меньше. Они не то, чтобы новые, скорее просто модификации. Те же методики, к ним выпускаются просто дополнительные какие-то пособия. Потому что, что хорошо работает, обычно не требует изобретать новый велосипед. А методика Зайцева, на самом деле, самый простой способ выйти в чтение.
С.Бакалеева:
— Показал свою эффективность, да?
А.Захарова:
— Если нужна какая-то отдельная коррекционная работа – это обычно, либо со слухом связано, либо с логопедией, то можно работать в комплексе с логопедом, или дефектологом, они могут пользоваться методиками Зайцева, могут не пользоваться. Но обычно, если нет никаких нарушений, то эти методики очень легко подойдут.
С.Бакалеева:
— Вот, скажем, мама занимается, использует самые последние модификации и вдруг, не сразу, а вдруг, пропал интерес у ребенка, он отказывается, или капризничает…
А.Захарова:
— Ну поскольку обычно это происходит в то время, когда…
С.Бакалеева:
— Жалко же наработанного материала, не бросишь.
А.Захарова:
— Главной ведущей деятельностью ребенка является все-таки игра, по большому счету честно скажем, что ребенок не обязан все это вам делать, тогда, когда вы этого хотите. Поэтому, ничего страшного не случится, если вы отложите этот процесс на какое-то время. До того, как у ребенка внутренняя потребность возникнет. Я, например, тоже считаю, что я старшего сына научила читать до того, как он реально хотел этим пользоваться, ну… все равно это ему, конечно, не повредило. Другое дело, если ребенок уже готов этим активно пользоваться – он этим сразу начинает пользоваться. А другое дело, что все равно он долгие годы был, допустим, человеком, который читал быстрее всех в классе, ну не знаю, хорошо это, или плохо и кому это нужно, или не нужно, но так случилось.
С.Бакалеева:
— То есть делай, что должен и будь, что будет?
А.Захарова:
— Да, я думаю, что ребенок уже сам решит, насколько ему нужно этим пользоваться. Если он почему-то отказывается, в любом случае, нужно оставить, либо поискать другой способ. Метод настырных приставаний, он как бы обычно не очень хорошо работает, поэтому, либо надо уменьшить дозу, либо саму подачу. Потому что главная деятельность – это игровая. Если вы беретесь за то, чтобы научить ребенка до того, как он реально созревает обычно к учебной деятельности, значит, это должны быть только игровые формы, то, что может быть ему реально интересно и ему самому хотеться. Если ему не хочется, значит, ради Бога, бросайте это дело!
С.Бакалеева:
— Спасибо большое, Алена. У нас в гостях была Алена Захарова – педагог детского центра развития в Печатниках «Подсолнух», мы с ней говорили о раннем развитии. Давайте не будем бояться этого словосочетания «раннее развитие», главное, чтобы оно не было слишком настырным. Раннее, значит своевременное, утверждает Алена. До свидания, всего хорошего!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия