В гостях у программы "Материнский капитал" Светлана Носачёва, президент фонда защиты и поддержки инвалидов "Без Барьеров".
С.Бакалеева:
— Здравствуйте, это :программа «Материнский капитал». Программа о самом драгоценном – о семье и детях. Все мы привыкли к словосочетанию «мама с коляской», но ведь среди нас еще есть мамы на колясках – те мамы, которые передвигаются с помощью инвалидных кресел. Как они живут, какие трудности у них возникают, я хочу спросить у нашей гостьи Светланы Носачевой, здравствуйте, Света!
С.Носачева:
— Здравствуйте.
С.Бакалеева:
— Наши слушатели Вас не видят, я хочу сказать, что Вы тоже мама и тоже передвигаетесь с помощью кресла, правда?
С.Носачева:
— Да.
С.Бакалеева:
— Но, кроме того, Вы президент фонда защиты и поддержки инвалидов «Без барьеров», поэтому к Вам у меня много-много вопросов.
С.Носачева:
— У нас с вами одна проблема – это коляска, не важно, какая.
С.Бакалеева:
— Да, коляска в городе – это действительно проблема, это знают все мамы. Скажите, пожалуйста, Света, Вы и по своему опыту знаете и по опыту тех женщин, которые к Вам обращаются, как к юристу, как к президенту фонда, скажите, какие проблемы больше всего возникают у женщин на колясках, то есть с чего начинать?
С.Носачева:
— Давайте разделим на три основные проблемы. Первое, это девочки с инвалидностью, те, которые планируют только семью, те, которые должны знать о половой жизни что-то, вообще о детях, о семье, о том, как планировать ребенка и так далее. Вторая проблема – это когда женщина уже беременная и находится в этом состоянии, ей надо как-то маленького ребенка поднимать. И третья проблема – это отношение общества, отношение нашего медперсонала к данной ситуации. Это три основные проблемы.
С.Бакалеева:
— Вы сказали, что девочкам с инвалидностью нужно задумываться. С какого возраста им нужно задумываться о том, как планировать семью?
С.Носачева:
— Ну, Вы знаете, вообще воспитание девочки, оно с детства проходит – это и семья, и школа, и окружение ее. В этом плане, допустим, девочки с инвалидностью, они немного ограничены в общении. И в основном, если они находятся…
С.Бакалеева:
— Они ограничены не потому, что не умеют, не могут, а просто не имеют возможности.
С.Носачева:
— Конечно, в силу ситуации, да, потому что некоторые из них живут в семье и мало выходят, общаются с обществом, кто-то живет в интернатах, у них тоже какой-то ограниченный круг общения. И в данном случае у ребенка не вполне сформирована картина мира и она не до конца представляет себе, как планировать семью, как вообще строить ее, иметь детей, или не иметь и вообще, что с этим делать.
С.Бакалеева:
— Скажем, девочка живет в семье, что бы Вы посоветовали родителям? Больше говорить с ней, больше показывать, может быть каких-то… обсуждать художественные фильмы хорошие, качественные, может быть искать пути выходить чаще из дома?
С.Носачева
— Из дома, конечно, нужно чаще выходить, а потом, ну все-таки девочка видит, что происходит в семье, прежде всего, как взаимодействуют родители между собой – папа и мама. Потом девочка, конечно, видит то, что приносится в круг того общения, с кем она общается.
С.Бакалеева
— То есть она видит тех людей, которые приходят к ним в дом, можно же приглашать в гости, не только самим выбираться.
С.Носачева
— Конечно, можно приглашать людей в гости. Но, проблема остается проблемой, нет именно консультационных каких-то мероприятий, услуг, как это называется…
С.Бакалеева
— А есть возможность для такого общения. Ну, скажем, решили родители проблему с выходом из дома, да, там они приспособились к этому, хотя мы будем об этом говорить, это, наверное, одна из самых больных таких проблем – передвижение по городу… Есть ли клубы, центры, где можно просто общаться спокойно?
С.Носачева
— Сейчас, конечно, создается много клубов и реабилитационных центров, где не только дети, но и уже подростки, и взрослые…
С.Бакалеева
— Да, это же очень важно – межвозрастное общение тоже.
С.Носачева
— Конечно, есть да, сейчас такие центры. Но проблема еще заключается в чем – у девочки, да, или у женщины с инвалидностью, у нее свои проблемы инвалидности и у нее общение с обществом все-таки на какой-то грани происходит, что-то… как сказать, не то что у здоровых, у них более свободное общение. Тут все-таки есть…
С.Бакалеева
— В смысле у них больше выбор для круга общения?
С.Носачева
— Да, больше выбор и нет комплексов каких-то, может быть, в этом плане, конечно, у девочки с инвалидностью все гораздо сложнее. И вот эта проблема общения, еще проблема общения с противоположным полом – это очень такие две большие проблемы, которые накладываются друг на друга.
С.Бакалеева:
— А Вы за общение внутри… инвалидов с инвалидами, или по-моему, это называется инклюзивным обучением, да, то есть, когда обучаются разные дети все вместе в школе. Скажем, если мы говорим о школе, но школа – это же и центр общения, мы понимаем.
С.Носачева:
— Вы знаете, я лично, за выбор, потому что в каждой ситуации, в каждой семье разные ситуации, есть разные инвалидности и семья, в том числе ребенок принимают сами решение. Потому что где-то ребенку лучше в инклюзивной школе, когда он со всеми учится, а где-то, ему может быть это вообще противопоказано и он лучше обучится в специализированной школе. Потому что примеров масса и такого обучения, и такого.
С.Бакалеева:
— А какие могут быть подводные камни, то есть, кому не показано такое инклюзивное обучение?
С.Носачева:
— Это решает лично семья, как обучаться. Потому что у нас вообще дети достаточно жестокие, здоровые жестокие, а если среди них инвалид, не известно, как он будет общаться и что ему лучше, тут учиться, или в другом месте. Может быть, если он перейдет в другую школу, у него совсем другие будут отношения, но в данной ситуации, да, может быть совершенно все по-другому.
С.Бакалеева:
— То есть, если отношения не сложились, лучше уйти?
С.Носачева:
— Опять-таки, я не могу советовать, это принимает решение семья. Но должен быть выбор, однозначно. То есть нельзя закрывать специализированные школы, открывать только инклюзивные, должен быть выбор.
С.Бакалеева:
— Давайте о той самой проблеме передвижения, ведь, действительно, она стоит перед взрослыми инвалидами, перед детьми инвалидами. Какие… мы люди, которые на своих двоих передвигаемся, мы, даже не задумываемся, наверное, об этом, а с чем приходится сталкиваться вам?
С.Носачева:
— Вы знаете, вы скорее всего задумываетесь об этом, когда вы везете ребенка в коляске. И прежде всего, я почему сказала, что мы с вами схожи, у вас коляска и у нас коляска. Потому что те же самые бордюры, те же самые лестницы, те же самые пандусы, которые построены у нас вертикально, не по нормам, вы точно так же преодолеваете со своими детьми. В принципе, это основная проблема.
С.Бакалеева:
— А что-то меняется за последнее время?
С.Носачева:
— Ну, меняется, конечно меняется. Это же видно и по городу, что меняется и желтенькие вот эти съезды мы все прекрасно видим в каждом районе и пандусы появились.
С.Бакалеева:
— Но они действительно удобные желтые съезды, они работают?
С.Носачева:
— Насчет этого я не могу Вам сказать однозначно, потому что, ну где-то, может быть процентов 80 из них вообще непотребные. Ну, 20 процентов еще кое-как сделаны.
С.Бакалеева:
— В смысле, что они в неподходящем месте сделаны?
С.Носачева:
— Во-первых, они…
С.Бакалеева:
— Или они плохо сделаны?
С.Носачева:
— Изначально они мешают проходу обычных граждан, понимаете, эти съезды сделаны несуразно, кто их проектировал, вообще непонятно. То есть, если есть какой-то определенный путь передвижения, вот человек идет и вдруг на его пути вот этот косой съезд. Совершенно непонятно, зачем он здесь сделан, то есть изначально нужно умно проектировать. Потом, нужно понимать, куда ты собственно говоря вкладываешь деньги, ведь это деньги наши, это деньги налогоплательщиков, в том числе в Москве. Мы все вкладываемся в эти дорожные работы и они вот таким образом делаются, просто обидно.
С.Бакалеева:
— К году равных возможностей, по-моему, такой был год в Москве у нас, появилось много подъемных лифтов, или как правильно, подъемники. Но сейчас они все на замке по моим наблюдениям, а по Вашим?
С.Носачева:
— Такая проблема существует, даже сейчас проходила акция в сентябре, журнал «Большой город» организовывал, это прогулка на колясках инвалидов, в том числе со знаменитыми людьми и один такой лифт мы встретили…
С.Бакалеева:
— То есть просто знаменитым людям предлагалось посидеть в коляске и попробовать передвигаться?
С.Носачева:
— И посидеть в коляске и просто пройтись в качестве поддержки с инвалидами, вдоль Тверской улицы, в этом году была Тверская улица. И мы такой один лифт нашли, девочка поехала со своим сыном на руках на коляске и прямо в этом лифте застряла. То есть, ее благополучно, конечно, вынули…
С.Бакалеева:
— Очень красноречиво.
С.Носачева:
— В общем вот так у нас работают лифты, наверное, ими не очень часто пользуются. Подъемники где-то стоят и где-то они тоже ломаются. Где-то проблема в том, что не могут их и на баланс сдать, и подключить, ну это, конечно, очень большая проблема.
С.Бакалеева:
— То есть, это все на словах было, да?
С.Носачева:
— Это все, знаете, это все хозяйственные мероприятия, кто-то за это должен отвечать. У нас никто не за что в Москве не отвечает.
С.Бакалеева:
— Мало просто провозгласить, что мы сделали. Даже, мало сделать, как выясняется, нужно, чтобы это было грамотно. Но хоть что-то, какие-то были грамотные решения? Что-то изменилось к лучшему?
С.Носачева:
— Вы знаете, я могу отметить большие крупные торговые центры, да, это, ну не будем рекламу делать, большие крупные торговые центры, в принципе они идут в ногу со временем. Они делают и хорошие парковки, правда у нас граждане не очень ответственные паркуются на этих местах, но тем не менее, парковки есть, въезды все беспрепятственные, везде стоят лифты, лифты, кстати тоже бывает порожек около лифта сантиметров 15, но не важно, лифты есть.
С.Бакалеева:
— То есть, лифт есть, но в него невозможно забраться.
С.Носачева:
— Опять-таки хозяйственная деятельность внутри организации – это проблема. Но вот, тем не менее, именно крупные торговые центры, можно отметить, они делают это.
С.Бакалеева:
— Там все это работает, да? То есть лифты работают, пандусы не разболтаны?
С.Носачева:
— Все работает. Что касается госструктур, тут вообще очень плачевная ситуация и, конечно, делаются пандусы и в поликлиниках, и в управах, во всех наших социальных сферах. Но делаются они так, что хочется плакать.
С.Бакалеева:
— Печально, действительно печально. Давайте вернемся к тому, что мы начали говорить о планировании семьи, о том, что хорошо бы девочке с инвалидностью, утверждаете Вы, задуматься, или может быть родителям, или может быть воспитателям, педагогам говорить с этими девочками о планировании семьи. Почему это так важно?
С.Носачева:
— Ну, потому что ей нужно как-то продолжать свою жизнь и задуматься с кем она по жизни пойдет рука об руку, то есть какую-то вторую половинку ей захочется когда-то, познакомиться с кем-то, захочется заиметь вторую половину и в том числе захочется иметь детей. Вот поэтому, должно быть какое-то просвещение именно этой категории граждан – какие трудности, какие опасения могут быть, что касается заболевания данного ребенка, какие могут быть последствия этой беременности, если она захочет забеременеть. То есть тут нужно рассматривать очень много нюансов, в том числе психологические проблемы, которые существуют у инвалидов, у всех инвалидов существуют психологические проблемы и с ними надо работать.
С.Бакалеева:
— Эти проблемы могут, Вы имеете в виду, помешать созданию семьи, брака, да?
С.Носачева:
— Семьи, конечно. Ну, это отношения между полов, отношения с противоположным полом.
С.Бакалеева:
— Ну а о чем? Я поняла, что хорошо бы знать каждому человеку о… ну если не о течении, то об особенностях своего заболевания, да, как может оно повлиять на будущую беременность, скажем, да, как может оно отразиться на будущем ребенке, чтобы человек мог правильно сделать выбор, правильно, да?
С.Носачева:
— Да, конечно. В том числе тема контрацепции, которая тоже, ну я не знаю, для кого-то может быть вообще смешна, потому что, кто-то вообще не знает, что это такое. Даже здоровые люди не знают, да, девочки подростки, они не знают, что это такое, а инвалиды могут просто не задумываться об этом, если они живут, допустим, в каких-то специализированных учреждениях. У них может случиться какой-то случайный секс и никто не застрахован, а результат может быть беременность вполне.
С.Бакалеева:
— Спасибо большое, Светлана. У нас в гостях была Светлана Носачева – президент общественного фонда правовой защиты и поддержки инвалидов «Без барьеров».
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе