Мария Магдалина, захлебываясь слезами, бежала по пыльной дороге к дому Симона, называемого Петром. Все происшедшее в последние дни казалось ей дурным сном. Иисус не раз говорил о том, что ему надлежит пострадать, но никто не мог представить, что это будет так скоро и так страшно. Всего несколько дней назад Господь въезжал в Иерусалим на ослёнке, и толпа устилала дорогу перед Ним пальмовыми ветвями и возглашала благословения – после Воскрешения Лазаря иудеи чаяли в Нем нового царя, который принесет стране богатство и славу. А потом события стали стремительно сворачиваться, и сердце едва успевало им ужасаться. Предательство Иуды, ночной арест Господа в Гефсиманском саду, суд у Понтия Пилата. И те же люди, что пели «Осанну», кричали страшное «распни, распни Его».
Магдалина смутно помнила свое стояние у подножия Голгофы рядом с другими женщинами, которые так же, как она, любили слушать Иисуса и служили Ему, как могли. Из мужчин-апостолов у Креста был только юный Иоанн, сын рыбака Заведея – он стоял поодаль, поддерживая Мать Учителя. Они вдвоем удалились по велению Иисуса, когда Он еще был жив. Сама же Мария и ее подруги не могли сойти с места и смотрели, смотрели на Распятие, не в силах осознать реальность происходящего.
Когда Иисус испустил дух, небо померкло, и земля дрогнула. Спустя некоторое время ко Кресту подошел один из иудейских старейшин. Мария знала, что его зовут Иосиф, и что родом он из Аримафеи, она несколько раз видела, как этот человек приходил к Учителю. Иосиф снял тело Распятого с Креста и с помощью своего друга куда-то понес Его. Но куда? Мария и другие женщины, которые были с ней, встревожились. Украдкой последовали они за людьми, уносившими дорогие Останки, и с облегчением увидели, что у тех не было злого намерения. Соблюдая положенные обряды, Иосиф и его спутник похоронили Иисуса в новой гробнице в скале, и удалились, привалив вход в пещеру огромным валуном. Женщины договорились между собой придти сюда снова, как только закончится суббота – и помазать Тело Учителя самыми дорогими благовониями.
Но в субботу на рассвете пещера оказалась пустой! Кто и зачем забрал Тело Учителя? И где теперь Его искать? Эти вопросы пульсировали в висках, когда Мария бежала к апостолам, чтобы разделить с ними скорбь, страх, непонимание.
Апостол Пётр:
Что с тобой, Мария? На тебе лица нет. Разве могло случиться что-то хуже того, что мы уже пережили?
Мария Магдалина:
Я не знаю, что произошло, Симон. Но когда мы с сестрами сегодня на рассвете пришли к гробнице, в которой был похоронен Иисус, то увидели, что валун отвален, и Тела внутри нет. Только погребальные пелены лежали на камне!
Апостол Пётр:
Не может этого быть! Кому и зачем понадобилось нарушать покой Усопшего? Может быть, вы ошиблись в утренних сумерках, вошли не в ту гробницу?
Мария Магдалина:
Хотела бы я, чтобы было так, как ты говоришь! Может быть, мы вместе еще раз пойдем туда и посмотрим?
Апостол Пётр:
Давай же поспешим!
Вместе с Петром ко гробу Спасителя устремился апостол Иоанн. Ученики Христовы достигли пещеры, и все сказанное Марией в точности подтвердилось. Апостолы отправились домой. Магдалина же осталась возле гробницы. Она всматривалась в темноту пещеры и плакала. Иисус был Человеком, который изменил её жизнь. С детства она страдала беснованием, и Он полностью исцелил ее. Но дело было не только в обретенном здоровье. Встретив Учителя, Мария словно родилась заново. Какой отрадой было внимать Его словам о милости к людям и любви к Богу – казалось, что весь мир должен стать иным после этой невероятной проповеди!
Марию окликнули, она вздрогнула и обернулась. Человек стоял, озарённый лучами солнца, глаза Магдалины не сразу привыкли к свету, и она не могла разглядеть облик. Решив, что это садовник, женщина стала расспрашивать, не он ли перенес Тело Иисуса. И тут Незнакомец позвал ее по имени, и радость волной ударила в сердце: «Учитель!».
Христос велел пойти к апостолам и все им рассказать. Мария вновь бежала по той же пыльной дороге, что и утром, но на этот раз она несла самую радостную весть из всех возможных на белом свете: «Я видела Господа! Он Воскрес!»
«Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
В 1929 году советская власть стала массово арестовывать духовенство и прихожан. Священник Сергий Мечёв был взят осенью с несколькими прихожанами своего храма. Обвинение всем предъявили стандартное — активная церковная деятельность. Осуждённых приговорили к трём годам ссылки. Отец Сергий получил направление в Кадников — небольшой городок Вологодской области. В заключении он продолжил помогать свои прихожанам. Писал им письма, призывал не падать духом, двигаться по пути покаяния. В одном из посланий батюшки Сергия Мечёва есть такие слова:
«Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
Благодарность. Наталья Сазонова
Как-то раз в проповеди священника услышала мысль о том, что Бог всегда присутствует в нашей жизни. И каждый по-своему ощущает присутствие Бога. Кто в радости, кто в утешении, кто в покаянном чувстве, кто-в молитве.
Мне хочется поделиться своим переживанием присутствия Бога.
Начало девяностых. Я — выпускница православного медицинского училища. Нас готовят как сестёр милосердия. Это значит — мы призваны оказывать не только медицинскую помощь. Но духовно поддерживать пациентов. Говорить с ними о вере, о Боге. Если просят, помочь подготовиться к исповеди, пригласить священника.
И вот, с полным осознанием своей миссии, я переступила порог реанимационного отделения, куда устроилась на работу.
Реанимация... Там как на фронте. Там два лагеря. В одном — тяжело больные, в другом мы — медики. Нет сил ни у тех ни у других. Все на пределе. Одних истощает страдание, другие выкладываются, спасая. Всем нужно помочь. Объём работы запредельный. Бессонные ночи выматывают. Все мысли в одном направлении; всё сделать правильно, вовремя, ничего не забыть.
Так проходили мои дежурства в реанимации. А дома я переживала, что снова ни с кем из пациентов не удалось поговорить о вере, о Христе. А как же моя миссия сестры милосердия?
И вот, прихожу в очередное дежурство на работу, а в палате — новый больной. Мужчина средних лет. Он был подключён к аппарату ИВЛ. Не мог самостоятельно дышать, но находился в сознании. Мне нужно было его помыть. Любое движение вызывало у мужчины сильный кашель от трубки в трахеи. Но он стал помогать мне менять под ним бельё, поворачивать его сбоку на бок. А ведь как тяжело ему это давалось!
Я закончила все процедуры и хотела отойти. Тут он аккуратно взял меня за руку и произнес одними губами, беззвучно: «Спасибо, спасибо. Дай Бог Вам здоровья».
Представляете! Такие страдания! Ни говорить не может, ни повернуться без посторонней помощи, а нашёл в себе силы меня поблагодарить.
Знаете, в этот самый момент, я почувствовала что Бог здесь, в этой реанимационной палате.
Потекли слезы. Пришлось опускать голову пониже, чтобы больной их не заметил. Мне больше не хотелось думать о своей высокой миссии спасения кого-то. Была просто благодарность Богу за то, что показал мне истинно христианский поступок.
Нет! Это не я помогаю им. Это они, болящие, помогают мне. Помогли теперь, когда во мне стала остывать любовь. Потому что моё безразличие к чужой просьбе, нежелание помочь и поддержать вытесняют из сердца Христа.
Теперь я спешу в больницу с молитвой: «Господи, разогрей во мне желание служить ближнему!» Я спешу к своим пациентам. Посмотреть им в глаза. А я смогла бы жить с такой болью?! И в их глазах я вижу Христа!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Святитель Герасим (Добросердов) и его семья
Иван Прокопьевич Попов состоял в притче Сретенской церкви села Бельск, что в Иркутской губернии. Вот уже несколько лет он был вдовцом. После смерти жены на руках у него осталось двое маленьких детей. Родня уговаривала Ивана Прокопьевича на новый брак — детям нужна материнская забота, а хозяйству — женский глаз. Мужчина поначалу отмахивался от этих увещеваний. Но со временем полюбил односельчанку Марию Ивановну. Девушка была из семьи зажиточного крестьянина. Отец невесты счёл такую партию неподходящей для молодой дочери: вдовец, с детьми, да ещё и небогат. И решительно отказал жениху. А ночью увидел необыкновенный сон. Величественный голос повелел ему не сопротивляться Божьей воле и выдать Марию замуж: «От этого брака родится ребёнок, который прославит Господа и станет святым». Наутро потрясённый отец позвал дочь и благословил её на семейную жизнь.
Иван Прокопьевич и Мария Ивановна поженились. 26 октября 1809 года у них родился сын. В крещении мальчика нарекли Георгием. Пройдёт время, и пророчество, открытое во сне его деду, исполнится. Он станет монахом, будет возведён в сан епископа, отличится миссионерскими и пастырскими трудами и будет прославлен Церковью в чине святителя. С самого юного возраста Георгий по утрам и вечерам молился вместе с матерью. Отец брал мальчика с собой в храм, где он, рано научившись грамоте, помогал ему во время чтения молитв на службе. Каждое воскресенье после Литургии Георгий вместе с матушкой посещал богадельню — дом для нищих при храме. Специально к этому случаю Мария Ивановна пекла хлеб, который вместе с сыном раздавала обитателям богадельни. Спустя годы святитель вспоминал, что первые уроки благочестия, любви к Богу и милосердия к ближним он получил от своих родителей.
В 1818 году Георгий поступил в иркутское духовное училище, а затем — в семинарию. Там доброго, всегда готового прийти на помощь студента прозвали Добросердовым. Прозвище закрепилось за Георгием настолько, что вскоре стало его новой фамилией. На последнем курсе Иркутской духовной семинарии Георгия направили в Бурятию. Там в течение года он проповедовал Евангелие среди буддистов и язычников. Воодушевлённый миссионерским служением, домой он возвращался с намерением посвятить себя Богу и просить у родителей благословения на монашество. Однако вскоре после его приезда заболела мать, и Георгий, не желая её волновать, решил отложить разговор. Через некоторое время Мария Ивановна скончалась. Смерть любимой матушки надолго выбила молодого человека из колеи. «Прощай, мать нежнейшая, любившая меня пламеннее всех чад своих», — писал будущий святитель в своём дневнике.
А вскоре произошло то, чего сам Георгий никак не ожидал. Он познакомился с Натальей Михайловной Шестуновой. Кроткая, добрая девушка вызвала в нём глубокие чувства. В январе 1836 года молодые люди обвенчались, а следом за женитьбой Георгий был рукоположен в священный сан. Семейный союз был счастливым. Георгий называл жену своим нежным добрым другом. Но продлиться этому браку было суждено всего 4 года. Наталья Михайловна скончалась от чахотки. Перед смертью жены Георгий стоял около кровати любимой супруги и сам, со слезами, читал отходную — молитвы, которые совершаются над умирающим человеком.
Через некоторое время после кончины Натальи Михайловны, Георгий пришёл к отцу и попросил у него благословения на монашество. Иван Прокопьевич молча перекрестил сына. Святитель в своём дневнике вспоминал трогательную сцену прощания с отцом: «Пять-шесть раз он обнимал меня, пять-шесть раз отходил и опять подходил ко мне со слезами». Георгий отправился в Санкт-Петербург. Там он поступил в Духовную академию и в марте 1845 года, на последнем курсе, принял постриг с именем Герасим. На протяжении всей своей жизни святитель Герасим (Добросердов) вёл дневники, в которых немало добрых, полных любви и благодарности, слов посвятил своим родным.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен