Английская писательница Мария Корелли была невероятно популярна в Европе конца девятнадцатого - начала двадцатого века. Её талант высоко ценила сама королева Виктория, а император Николай Второй лично поручил сделать русский перевод одного из своих любимых произведений Марии Корелли – книги «Варавва. Повесть времён Христа».
Впервые изданная в России в тысяча девятьсот десятом году, она сразу же пришлась по вкусу читателю. Множество почитателей остаётся у этой книги и сегодня – современные издательства выпускают её крупными тиражами, и на книжных прилавках она подолгу не залёживается.
Многие читатели, отзываясь о книге на литературных форумах, пишут, что, прочитав её, вспомнили роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Не отрицая тот факт, что Михаил Афанасьевич, действительно, вполне мог быть знаком с произведением Марии Корелли, всё же стоит заметить, что её книга «Варавва. Повесть времён Христа» по духу совершенно иная.
Это рассказ об эпизодическом Евангельском персонаже – разбойнике Варавве, которого в день суда над Иисусом Христом, по просьбе народа, был вынужден отпустить на волю Понтий Пилат. И хотя с первого взгляда может показаться, что писательница решила дерзко «домыслить» Евангельские события, по ходу чтения книги возникает чёткое понимание полной обоснованности такого своеобразного литературного приёма. Это отнюдь не попытка дать собственную трактовку известным событиям, произошедшим две тысячи лет назад. С помощью образа Вараввы, случайного свидетеля суда над Христом, Корелли развивает мысль о том, как отягощённая грехом человеческая душа вдруг соприкасается с Богом и приходит к раскаянию, получает облегчение, перерождается из тьмы в свет – именно таков очевидный замысел автора.
И пусть это всего лишь художественная литература - к слову, написанная с отменным вкусом, легко и изысканно - она всё равно заставляет всерьёз задуматься над главными вопросами бытия и обратиться за ответами к первоисточнику - Евангелию, вечную актуальность которого Мария Корелли как художник подчёркивает в своей книге «Варавва. Повесть времён Христа».
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.