Почти во всех древних культурах имеется понятие «древо мира». Имеется ввиду дерево, которое служит как бы стержнем мироздания. В его кроне обитают высшие существа, у корней располагается преисподняя или мир подземный. Обычный мир зиждется где-то или внутри или вокруг ствола. Так мироустройство мыслили, например, славяне, викинги и многие другие цивилизации.
Когда-то я считал, что древо мира понятие пусть и древнее, но, безусловно, языческое. Но оказалось, что и в христианстве имеется дерево, которое пусть и не считается основой мироздания, тем не менее, почитается как дерево особое, несущее на себе прикосновение Бога. Речь идёт о Мамврийском дубе, произрастающем близ города Хеврон в Израиле.
Даже самые скептичные учёные признают, что возраст этого дерева составляет несколько тысяч лет. История Мамврийского дуба уникальна. Когда-то он был частью рощи Мамре (отсюда и название - Мамврийский), в которой в своём шатре жил праотец Авраам.
Как повествует Библия, в один из дней его пребывания в Мамре к Аврааму пришли три необычных странника. Авраам понял, что перед ним не просто люди, но ему явился сам Бог. Праотец оказал гостям самое большое гостеприимство, накрыв обед под ветвями дуба. За этот поступок, а также за многочисленные добродетели Бог наградил Авраама, послав ему долгожданного наследника.
Дуб, под которым Авраам обедал со своими небесными гостями, почитается теперь и христианами, и мусульманами, и иудеями. Все они считают, что долголетие Мамврийского дуба связано с тем, что рядом с ним находился сам Бог.
В течение веков считалось, что и Мамврийский дуб, и вся дубрава Мамре погибли. Однако же в 19 веке русский исследователь Святой земли отец Антонин (Капустин), используя библейский текст и рассказы местного населения, нашёл знаменитый дуб. Сразу же участок земли, на котором росло дерево, был куплен Русской Церковью, а рядом с дубом был построен монастырь в честь Святой Троицы.
Обнаружение дуба стало одновременно радостным и печальным событием. С одной стороны, была найдена уникальная святыня. С другой, многочисленные паломники настолько активно стали посещать дуб, что вытоптали почву вокруг его корней, оборвали ветки, и дуб в результате стал засыхать.
Когда отец Антонин обнаружил древнее дерево, его ствол состоял из двух частей - одной старой засохшей и второй зеленеющей. К 80-м годам 20-го века, по указанной выше причине, засохла и она.
Многие были потрясены гибелью Мамврийского дуба. Но Бог смилостивился - рядом со старым стволом стал расти новый молодой побег. Высота его составляет теперь около 30 см. Этого «наследника», старого древа, берегут как зеницу ока. Ведь именно эта веточка связывает нас исторически с удивительным событием явления Бога Аврааму.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.