Недавно при мне в школе разговорились две мамы. Тема актуальная во все времена: несовершенство современных подростков. "Я считаю, что наши дети избалованы донельзя", - авторитетно заявила первая. - "Вот мой сын - ничего по дому не делает, лежит целый вечер на кровати, слушает музыку. Мы все-таки другими были: в их возрасте полностью себя обслуживали. Да и маме помогали по хозяйству. К тому же учителей уважали, боялись им словечко против сказать".- "Вот-вот!" - подхватила другая. - "Никакого уважения к взрослым нет у современных подростков. Самонадеянные, уверены, что всё знают и умеют, а реальных знаний нет ни на грош".
И я задумалась: почему же так сложно найти эту саму заветную золотую середину в воспитании детей - между строгостью и любовью, между дисциплиной и вседозволенностью? Ведь каждый родитель хочет только добра своему ребенку, чтобы всю жизнь не терять с ним контакт. Я также желаю, чтобы мои сыновья доверяли мне, могли прийти ко мне со своими бедами и огорчениями, знали, что я всегда поддержу и помогу им.
Но вместе с тем - невозможно быть с ними наравне, нужно соблюдать некую субординацию: я же им все-таки мама, а не подружка. И как же тут быть? Почему, когда я пытаюсь быть строгой, я превращаюсь в вечно недовольную мамашу которая без конца кричит, ругается и требует, требует, требует?
Особенно сложно справиться с ребенком, который переживает такой непростой для всех - и для родителей, и для него самого - переходный возраст. В этот момент подростку очень нелегко управлять своим поведением и эмоциями. Впрочем, как и его родителям.
Мы же все время бежим куда-то, торопимся: нам нужно успеть сделать кучу дел. Времени на общение с ребенком не хватает, мы даже рады, когда он занят своей жизнью, своими друзьями. А этот самый колючий и такой вредный подросток на самом деле очень нуждается в общении с родителями. В обычном душевном разговоре: один на один, без критики и воспитательных целей. Мы так редко просто проводим время со своими повзрослевшими детьми, без нотаций и претензий. И словно забываем иногда, что это по-прежнему наши дети, просто им сейчас непросто, надо как-то перетерпеть, пережить этот сложный период, но сделать это вместе. А получается, что мы все время воюем. Словно в этих битвах есть какой-то смысл. Не надо стремиться сохранять полный жесткий контроль за всеми сферами жизни подростка: ничего хорошего из этого не выйдет. Родителям очень сложно смириться с тем, что их ребенок взрослеет, меняется, что у него появилась собственная личная жизнь, недоступная им. Надо понять, что ребенок пусть и выглядит как взрослый и чувствует себя совсем большим, но на самом деле взрослым не является.
К тому же в это время подросток невероятно чувствителен: он весь как один большой синяк. Так просто задеть его, обидеть - даже самым невинным замечанием или шуткой. Поэтому особо важно, чтобы он чувствовал себя дома защищенным, чтобы он знал, что его в семье ждут и любят: каким бы он ни пришел, что бы он ни сделал. Всеми способами показывать ему свой интерес, уважение, радость от его присутствия. Никогда не задумывались, почему самая популярная в среде подростков сеть называется "вконтакте"? Наверное, потому, что это самое важное для детей в этом возрасте: чувствовать контакт, не терять связь, знать, что тебя ждут и поддержат. Вот такой контакт нужно сохранять и родителям со своим таким сложным и таким замечательным взрослеющим чадом.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия