Грузинская Православная Церковь — одна из древнейших Православных Церквей мира. Христианство пришло в Грузию ещё в четвёртом веке. Несколько лет назад мне удалось воочию познакомиться с красотой грузинского православия. В первую очередь вспоминается богослужение в главном историческом храме Тбилиси — Сионском соборе.
Сионский собор, или как сами грузины любят его называть «Сиони», - древний храм в центре грузинской столицы. Долгое время он являлся главным храмом Грузинской Церкви, потому что настоятелем его был сам Патриарх-Католикос, глава Церкви.
И вот в этом древнем, величественном храме мне посчастливилось вместе с грузинскими священниками совершить главное церковное богослужение — Литургию.
В ходе Литургии наступает особенный момент, когда хлеб и вино, подготовленные к освящению, к тому, чтобы стать Причастием, выносятся из алтаря. Священник в это время произносит молитву и просит у Бога здоровья и сил для главы Церкви — Патриарха, епископов и священников, для всех, кто находится в храме. У нас такая молитва обычно длится несколько минут.
Когда я оказался на Литургии в грузинском соборе Сиони, то сначала не видел никаких различий в совершении этой службы в России и Грузии. Но вот настал тот самый момент выноса хлеба и вина из алтаря.
Старший священник начал произносить привычные для меня слова — просить у Бога здоровья и помощи для Патриарха, священников, стоящих в храме людей. Но совершенно неожиданно молитва-просьба продолжилась. Она длилась значительно дольше, чем в России. Старший священник по именам поминал тех людей, которые находились в храме (а их были сотни), а также тех, кто не смог прийти на службу по разным причинам — из-за старости, плохого самочувствия, иных причин. Кроме того, были упомянуты имена тех, кто жертвует деньги на храм, кто помогает нищим и обездоленным.
Я совершенно реально ощутил, что рядом со мной, передо мной стоят не просто люди. Это была настоящая семья, очень близкая общность людей, которые действительно ценят и любят друг друга.
Неожиданно прозвучало моё имя. Старший священник призвал всех людей, находящихся в храме, помолиться за меня и за мою семью. Все мы не раз слышали о кавказском гостеприимстве. Но в тот момент я ощутил его, как кажется, в полной мере. Причём у меня была абсолютная уверенность, что каждый человек в храме совершенно искренно молится Богу обо мне и моей семье. Кроме того, не было никаких сомнений и в том, что после богослужения каждый прихожанин Сиони, если попрошу, с радостью распахнёт передо мной двери своего дома и разделит со мной праздничный стол.
С тех пор часть моего сердца осталась в Сиони, в центре грузинского православия, куда я очень хотел бы вернуться когда-нибудь...
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия