Если произведения писателя с одинаковым интересом и восхищением читают и взрослые, и дети – значит, ему удалось не просто создать, как сейчас принято говорить, «качественный текст», а поистине вложить душу в свое творчество. Так, чтобы оно оставалось не просто буквами на бумаге, а жило, дышало, разговаривало с читателем. Подобная литература всегда несёт в себе частичку необъяснимого, и часто для ответа на вопрос: «а почему тебе так понравилась эта книга?» бывает очень трудно подобрать слова. Остаются только чувства, и они буквально переполняют… Сборник рассказов Юрия Казакова «Старый дом» - именно такая книга.
Если попытаться всё же сформулировать, за что книги Юрия Казакова любят вот уже несколько поколений читателей, то одной из первых причин для такой народной любви будет, наверное, то удивительное спокойствие, которое излучают его произведения. В прозе Казакова, как правило, нет крутых поворотов и заверченных по спирали сюжетов. Произведение вообще может представлять собой длинный внутренний монолог – как, например, рассказ «Свечечка», где герой, гуляя по вечернему, охваченному таинственными звуками лесу, ведет мысленный разговор с сыном, на самом деле обращаясь, прежде всего, к самому себе.
И все же, несмотря на «неостросюжетность», рассказы из книги Юрия Казакова «Старый дом» динамичны; они увлекают, в них погружаешься с головой и не можешь оторваться, пока не дочитаешь до финальной точки. Герои в них – не «действующие лица», не «персонажи», а живые, реальные люди. Такие, как босой деревенский мальчик Яшка из рассказа «Тихое утро», взявший с собой на раннюю рыбалку московского сверстника Володьку. Правда, в итоге вместо рыбы Яшке пришлось вылавливать из речки самого зазевавшегося москвича. Момент, когда тот, не удержав удочку, очутился в воде и стал тонуть, у Казакова описан так, что сердце в пятки уходит, и хочется как-то помочь Яшке-спасателю, что-то крикнуть, подбодрить! Но вдруг вспоминаешь, что… просто читаешь книгу. Замечательную, добрую и в то же время очень глубокую по сути: каждый рассказ заставляет задуматься, и потом еще долго размышлять над прочитанным.
А ведь казаковская философия кроется в самых простых на первый взгляд вещах: далёком огоньке костра посреди ночного леса, цветных окнах, загорающихся по вечерам в московских дворах, первом весеннем дождике… Все это как-то поневоле начинаешь чувствовать, ценить и любить, прочитав книгу Юрия Казакова «Старый дом».
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди