Помните, как царица, героиня знаменитой пушкинской «Сказки о мертвой царевне…», смотрелась в свое волшебное зеркало, требуя от него не объективного отражения действительности, а того, что желала видеть она сама? Когда читаешь роман Вениамина Каверина «Перед зеркалом», почему-то именно этот образ настойчиво всплывает в памяти, хотя и сюжет произведения вовсе не сказочный, да и зеркало в нём имеет, скорее, символическое, а не буквальное значение.
Зеркалом, в котором героиня романа, художница Елизавета Тураева, долгие годы настойчиво пыталась отражаться такой, какой она сама себе казалась, а не такой, какой на самом деле была, стал молодой профессор математики Константин Карновский. Лиза и Костя познакомились на гимназическом балу, когда оба были совсем еще юными, а потом стали переписываться. Переписка эта длилась долгие двенадцать лет, за которые герои лишь несколько раз виделись друг с другом. Но все эти годы герои мучительно пытались понять, что же все-таки за чувство накрепко связало их друг с другом.
Писать о такой вот «дружбе на грани любви», наверное, непросто. И Вениамин Каверин в своем романе «Перед зеркалом» для того, чтобы передать всю эмоциональность столь сильного, но невероятно противоречивого чувства, выбрал, кажется, самый подходящий для этого литературный жанр – эпистолярный. Роман представляет собой письма героев, написанные под влиянием разных настроений, из разных городов и даже частей света. Не всегда по порядку, не обязательно с ответом - подчас целые главы состоят из писем только одного адресата к другому, и о многих событиях в жизни Лизы и Кости читатель может лишь догадываться по отрывочным строчкам. Но именно это и делает роман по-настоящему увлекательным, а его героев – живыми людьми, совершающими порой в жизни роковые ошибки.
Как ни странно, этот роман приобретает новый смысл и остается актуальным и в современную интернет-эпоху, когда личный контакт между людьми подчас полностью заменяет электронная переписка и общение в соцсетях. И здесь тоже срабатывает тот самый пушкинский «принцип волшебного зеркала». Ведь не секрет, что прообщавшись длительное время с человеком в интернете, наладить с ним отношения «в реальности» оказывается возможным далеко не всегда…
А понимая все это, еще больше переживаешь за героев романа, в буквальном смысле видя и чувствуя, где и когда каждый из них «повернул не туда». Это как раз тот самый классический случай, когда хочется воскликнуть: «А счастье было так возможно!» И, кажется, что именно здесь кроется особая задумка автора: может быть, таким способом Венимамин Каверин в своей книге «Перед зеркалом» и кого-то из нас вовремя предостережет от опасности разрушить свое счастье собственными руками?
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.