С творчеством Юрия Домбровского я познакомилась не так уж давно, и, уверена, что в этом не одинока. Ведь это сейчас по его произведениям пишут сочинения и защищают диссертации, а еще лет, скажем, двадцать назад невозможно было и представить его имя в школьном или институтском учебнике по литературе. А дело все в том, что, хоть и считаясь формально писателем советским, Юрий Домбровский от коммунистических идеалов был весьма и весьма далек.
Его роман «Хранитель древностей» погружает нас в тревожную атмосферу тысяча девятьсот тридцать седьмого года. Тогда любой, даже самый законопослушный и далекий от политики человек мог в одночасье оказаться в числе «врагов народа». По всей стране ежедневно разоблачались «страшные заговоры», арестовывались «опасные шпионы»…
Научный сотрудник Алма-Атинского музея по фамилии Зыбин, которого коллеги именовали исключительно «хранителем древностей», не мог и предположить, что когда-нибудь сам столкнется с этим лицом к лицу. Его интересовали исключительно предметы старины, с которыми он возился на музейном чердаке. Любил он и сам музей – бывший кафедральный собор, построенный по проекту инженера Зенкова. Об этом чудесном здании много и подробно говорит главный герой, и неспроста подчеркивает, что собор этот, полностью деревянный, пережил не одно землетрясение, но выстоял, не сломался.
Потому что даже на фоне, увлекательных и, казалось бы, безмятежных исторических экскурсов в Алма-Ату сто-, и даже тысячелетней давности, которые то и дело совершает главный герой на страницах романа Юрия Домбровского «Хранитель древностей», читатель чувствует – приближается гроза. Впервые это ощущается, когда Хранитель категорически, хотя очень мягко и интеллигентно, отказывается написать антирелигиозную коммунистическую агитку для экспозиции одного из залов музея.
Да и само прозвище «Хранитель древностей», закрепившееся за главным героем, говорит о многом. Древности – не только черепки и монеты, пылящиеся в музейных запасниках. Прежде всего – это ценности вечные: вера, нравственность, честность, неумение предавать и лгать. Вот их-то и хранит в своей душе Зыбин. Благодаря им его не смогли сломить ни арест, ни абсурдное обвинение, ни даже годы, которые он провел в лагере, будучи осужденным невинно.
…Когда в 1964 году произведение опубликовали в журнале «Новый мир», читатели восприняли это как некое чудо. Вторичная же его публикация состоялась лишь через 27 лет. Ну а сегодня, слава Богу, издательства с удовольствием чуть ли не ежегодно переиздают этот удивительный и, несмотря ни на что, бесконечно добрый роман – «Хранитель древностей» Юрия Домбровского.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.