Наверное, неспроста среди священнослужителей так много тех, кто успешно совмещает свое пастырское призвание с литературным. Ведь кому-кому, а уж священнику на отсутствие «материала» для творчества жаловаться точно не приходится. Священник всегда среди народа, всегда в гуще событий; к нему идут с радостью и с горем, делятся проблемами и просят совета. Поэтому неудивительно, что батюшки-писатели имеют явное пристрастие к реализму, или, другими словами, – непридуманным рассказам из жизни. Не стал исключением из этого правила и протоиерей Александр Авдюгин. Его книга «Приходские хроники» - красочный и на редкость точный «портрет с натуры» нашего не только постсоветского, но уже и «пост-постсоветского» общества. Оказывается, если взглянуть на него через непредвзятую «призму» православия, можно увидеть много интересного.
К примеру, что мы, такие суперсовременные, с ног до головы увешанные гаджетами всех мастей, оказывается, на самом деле… совсем недалеко ушли от человека из темного и смутного средневековья. Почему? А потому, что, несмотря на все увеличивающуюся мощность процессоров в компьютерах, в головах наших продолжают жить банальные суеверия. А уж в сознании далеких от церкви людей они, вообще, по непонятным причинам, переплетаются с их религиозными представлениями…
Любопытный случай в связи с этим описывает отец Александр в рассказе из «Приходских хроник», который называется «Колдуй баба, колдуй дед». Заявилась однажды к нему чуть свет соседка, которую он встретил сонный, в халате и тапочках, с недоумением на лице, ибо соседка набожностью, мягко говоря, не отличалась. Потребовала она от батюшки ни много ни мало, молитву «Матери Марии». Постепенно выяснилось, что она имеет в виду Богородицу. На вопрос, какую именно молитву Богородице ей нужно, ведь их много, соседка нетерпеливо махнула рукой и завила, что все равно какую, главное, побыстрее, потому что… платок она уже привязала. А в ответ на округлившиеся от изумления глаза священника недовольно пояснила, что потеряла ключи, а чтобы они нашлись, нужно непременно привязать к ножке стула платок и прочитать молитву. Да еще и попеняла батюшке – темный, мол, вы, попы народ, и чему вас только в семинариях учат…
Отец Александр, безусловно, поднимает в своей книге важные и острые проблемы. Но сам же предлагает и пути их решения. Один из них – в том, что священникам и людям, имеющим о церкви пока весьма отдаленное представление, надо просто, как говорится, чаще встречаться. Лучше – «вживую», но для начала можно и на страницах книги. Такой, например, как «Приходские хроники» протоиерея Александра Авдюгина.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.