Наверное, неспроста среди священнослужителей так много тех, кто успешно совмещает свое пастырское призвание с литературным. Ведь кому-кому, а уж священнику на отсутствие «материала» для творчества жаловаться точно не приходится. Священник всегда среди народа, всегда в гуще событий; к нему идут с радостью и с горем, делятся проблемами и просят совета. Поэтому неудивительно, что батюшки-писатели имеют явное пристрастие к реализму, или, другими словами, – непридуманным рассказам из жизни. Не стал исключением из этого правила и протоиерей Александр Авдюгин. Его книга «Приходские хроники» - красочный и на редкость точный «портрет с натуры» нашего не только постсоветского, но уже и «пост-постсоветского» общества. Оказывается, если взглянуть на него через непредвзятую «призму» православия, можно увидеть много интересного.
К примеру, что мы, такие суперсовременные, с ног до головы увешанные гаджетами всех мастей, оказывается, на самом деле… совсем недалеко ушли от человека из темного и смутного средневековья. Почему? А потому, что, несмотря на все увеличивающуюся мощность процессоров в компьютерах, в головах наших продолжают жить банальные суеверия. А уж в сознании далеких от церкви людей они, вообще, по непонятным причинам, переплетаются с их религиозными представлениями…
Любопытный случай в связи с этим описывает отец Александр в рассказе из «Приходских хроник», который называется «Колдуй баба, колдуй дед». Заявилась однажды к нему чуть свет соседка, которую он встретил сонный, в халате и тапочках, с недоумением на лице, ибо соседка набожностью, мягко говоря, не отличалась. Потребовала она от батюшки ни много ни мало, молитву «Матери Марии». Постепенно выяснилось, что она имеет в виду Богородицу. На вопрос, какую именно молитву Богородице ей нужно, ведь их много, соседка нетерпеливо махнула рукой и завила, что все равно какую, главное, побыстрее, потому что… платок она уже привязала. А в ответ на округлившиеся от изумления глаза священника недовольно пояснила, что потеряла ключи, а чтобы они нашлись, нужно непременно привязать к ножке стула платок и прочитать молитву. Да еще и попеняла батюшке – темный, мол, вы, попы народ, и чему вас только в семинариях учат…
Отец Александр, безусловно, поднимает в своей книге важные и острые проблемы. Но сам же предлагает и пути их решения. Один из них – в том, что священникам и людям, имеющим о церкви пока весьма отдаленное представление, надо просто, как говорится, чаще встречаться. Лучше – «вживую», но для начала можно и на страницах книги. Такой, например, как «Приходские хроники» протоиерея Александра Авдюгина.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых