У художника Михаила Нестерова есть удивительная, полная таинственной притягательности картина: посреди осеннего леса сверкает гладью ровное, круглое озеро. По его берегам бродят девушки в длинных сарафанах и белых платках. Они собирают цветы и поют песни под строгим взглядом пожилых монахинь в черных мантиях. На этом полотне живописец вдохновенно изобразил один из эпизодов знаменитой литературной эпопеи Павла Ивановича Мельникова-Печерского "В лесах" и "На горах".
И художника можно понять! На протяжении вот уже двух с лишним сотен лет всё новые и новые читатели погружаются в особый, ни с чем не сравнимый мир этих произведений. Там живут хорошенькие "белицы" - послушницы в раскольничьем скиту, и их наставницы-монахини с удивительными именами: Манефа, Филагрия, Таисея, Макрина. Там грохочет огромным торгом, шумит пароходными гудками и бурлацкими песнями ярмарка у Макарья, заволжские купцы-богатеи меряются капиталами и мечтают обхитрить друг друга, а влюбленные юноши похищают невест прямо из скитских келий.
Более того, в романах Мельникова-Печерского "В лесах" и "На горах" происходят события, похлеще чем в современных остросюжетных детективах! Волжского "тысячника" Потапа Чапурина обманом пытаются вовлечь в хитроумную аферу с добычей золота. Охочему до быстрой наживы коммерсанту лишь чудом удается раскрыть коварный заговор, который мог бы стоить ему не только состояния, но и жизни. Другой богач, Марко Данилыч Смолокуров, чуть не потерял собственную дочь, красавицу Дуню, которую в погоне за престижем легкомысленно отдал на попечение "благородной барышне", помещице Марье Ивановне. А та увезла Дуню к себе в имение и вовлекла наивную девушку в страшную и опасную секту хлыстов, из которой опомнившаяся Дуня тайком и с огромным риском, бежала с помощью сельского священника.
У романов "В лесах" и "На горах", переполненных столь яркими и волнующими эпизодами - единый стержень, вокруг которого переплетаются истории и судьбы многочисленных персонажей. Это старообрядческий, раскольничий быт, отживающий своё в конце девятнадцатого века. Расколькники из "ревнителей древнего благочестия" превращаются в обычных демагогов, знающих наизусть чуть ли не все богослужебные книги, но совершенно не понимающих смысла прочитанного. Мертвый обряд в расколе вытесняет живую веру, поэтому взоры многих героев книги в итоге обращаются к Православной церкви.
Совместить историческую канву и захватывающие событийные линии Мельникову-Печерскому удалось на славу: два объемных тома прочитываются не просто легко, - от книги совершенно невозможно оторваться! Кроме того, за экзотическим антуражем русской старины, в делах давно минувших дней, отчетливо видятся современные реалии. Читая Мельникова-Печерского, внезапно понимаешь, как мало, в сущности, изменилась жизнь - и неважно, где: в глухой деревеньке, шумном мегаполисе, "В лесах" или "На горах".
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.