Когда-то давно Нина Павлова работала журналистом в «Комсомольской правде» и занималась драматургией. Сегодня же она известна многим как талантливый православный писатель. Ее перу принадлежит вышедшая несколько лет назад книга «Пасха красная», - история о трех оптинских иноках, жестоко убитых в ночь на светлый Праздник.
А в прошлом году вышла в свет еще одна ее книга – «Михайлов день». Это сборник рассказов, разделенный на тематические циклы. В каждом из циклов рассказы объединены героями и местом действия. Так, например, со страниц книги читатель переносится и в Псково-Печерский монастырь, и в обитель в Васкнарве и, конечно, в Оптину Пустынь - именно там разворачивается действие большинства рассказов Нины Павловой.
Это и не удивительно. Писательница вот уже более 20 лет живет в окрестностях знаменитого монастыря, знакома со многими его обитателями и прихожанами. Личности среди них порой попадаются весьма колоритные, а события происходят удивительные и даже, на первый взгляд, необъяснимые. О них автор и рассказывает в своих коротеньких, и не очень, непридуманных историях.
В книге Нины Павловой «Михайлов день» живут яркие, необычные, я бы даже сказала, диковинные персонажи, которых в привычной жизни, пожалуй, и не встретишь. Такова, например, старенькая мать Варсонофия, странствующая монахиня из рассказа «Сиромаха», которая носила на плечах тяжеленную, чуть ли не пятнадцатикилограммовую, торбу, доверху набитую записками о поминовении усопших. За всех этих людей она молилась день и ночь, а когда умирала, беспокоилась только о том, кто же продолжит ее молитвенное дело. Но оказалось, что далеко не каждый готов взвалить на себя такую, в прямом и переносном смысле, нелегкую ношу…
Заставляет призадуматься о том, как все-таки мало зависит от человеческих усилий, рассказ «Стакан киселя» из цикла «Встречи в Васкнарве». В небогатой обители, где даже в разгар жаркого урожайного лета черная смородина воспринимается как невиданная экзотика, происходит настоящее чудо. Из пригоршни ягод повару Тамаре, искренне уповавшей на милость Божьей матери, удается сварить столько киселя, что хватило на полсотни паломников, работавших на восстановлении храма!
Герои книги Нины Павловой «Михайлов день», настолько живые, что к ним невольно начинаешь относиться, как к старым знакомым. И даже хочется съездить в те места, о которых читаешь, чтобы с ними повидаться. И, может быть, с их помощью разобраться в самих себе…
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение