Роман всемирно известного писателя Грэма Грина «Сила и слава» - по-настоящему мексиканский. Любители латиноамериканских сериалов сразу узнают антураж: атмосфера воссоздана писателем так виртуозно, что кажется, будто со страниц книги вдыхаешь горячий воздух узких улиц мексиканского городка и чувствуешь на лице сухой соленый ветер.
Гудок парохода с пристани, где один из героев романа, дантист мистер Тэнч, случайно встречается со странным, постоянно оглядывающимся по сторонам незнакомцем, тоже раздается, словно наяву. Этот человек, который до конца так и останется безымянным, хотел уплыть на пароходе. Но пришел какой-то мальчик, и сказал, что его мать умирает, поэтому незнакомец должен срочно к ней пойти. Тот со вздохом согласился, а это значило, что он упустит свой пароход и шанс уехать. «Зачем Вы идете туда, – удивился дантист, - что Вам там делать? Но таинственный незнакомец не имел права отказаться. Потому что он был… священником.
Но обнаружить это для него значило бы - умереть. Действие романа происходит в Мексике двадцатых-тридцатых годов, когда церковь там переживала чудовищные и кровопролитные гонения со стороны властей. Священников заставляли отказываться от сана, а упорствующих расстреливали без лишних слов.
Но этот падре, который считал себя трусливым, слабым, ничтожным и недостойным, ненавидел себя за любовь к выпивке, тем не менее, просто не мыслил отказа от священства. И поэтому жизнь его превратилась в один сплошной побег – от деревни к деревне, где тайком и под страхом расстрела он служил Литургии и исповедовал.
А вслед за ним двигались полицейские во главе с еще одним безымянным героем – решительным и не знающим сомнений лейтенантом, воплощением той земной «силы и славы», которая способна узаконить даже кощунство и беспредел. Но в лице этого, казалось бы, беспомощного священника, лейтенант столкнулся с другой Силой и Славой, - Высшей, одолеть которую не дано ни ему, ни кому-либо другому. В своем разговоре с лейтенантом после ареста падре не скрывал страха и волнения перед предстоящей казнью, но на предположение, что священник, пожалуй, и сам не очень-то верует, искренне и горячо возражает: «нет, я верю»!
В мексиканских сериалах такое, конечно, вряд ли покажут… Да и наша жизнь – не сериал, хотя сложных ситуаций и проблем в ней сколько угодно. И часто решимость -единственное, чего нам порой не хватает, чтобы все наладилось. А ведь ее и нужно-то бывает совсем чуть-чуть – гораздо меньше, чем потребовалось герою романа Грэма Грина «Сила и слава».
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение