Есть в кинематографе такое определение: «перестроечное кино». На стыке эпох, когда пополз вверх «железный занавес» и подули «ветры перемен», рождались картины, рассказывающие о нелегкой судьбе «интердевочек» и о том, как нужно «любить по-русски».
Может быть, это прозвучит странно, но нечто подобное, только показанное совсем с другого ракурса, есть и в прозе писателя из Вологды, диакона Николая Толстикова. Его небольшие повести из книги «Пожинатели плодов» – как раз о том самом «смутном» времени начала девяностых.
В захолустной вологодской глубинке, о которой пишет автор, тогда, в общем-то, все происходило так же, как и в больших городах, - только декорации другие. Жена безработного, и поэтому пьющего Сереги Филиппова из повести «Надломленный тростник», этакая начинающая бизнес-вуман районного масштаба, изменила мужу с собственным водителем у себя в квартире. А самого Серегу, в неурочный час явившегося домой, вышвырнула на улицу. Так он оказался в селе, откуда уехал много лет назад. В родной избе давно жила чужая тетка, беженка из Прибалтики по прозвищу Солдат. А вечно пьяная деваха, которую все село называло не иначе как оторвой, оказалась той самой Алкой, которую он кода-то с замиранием сердца подкарауливал на школьном дворе…
Еще более остросюжетна заглавная повесть книги Николая Толстикова «Пожинатели плодов». Во время войны молодой сотрудник «особого отдела» Флегонт Одинцов обнаружил в доме своей невесты… архиепископа, которого под видом больного дальнего родственника скрывала ее тетка. Ни секунды не размышляя, он собрался было исполнить свой долг офицера НКВД, но неожиданно передумал. А после войны Флегонт и сам становится священником – правда, по приказу высших чинов КГБ, чтобы быть «своим среди чужих». Но пройдут годы, и его священство из мнимого превратится в самое что ни на есть настоящее.
Собственно говоря, эта книга тоже в какой-то степени рассказывает о любви по-русски. Даже более того, - по-гоголевски: как полюбить всех такими, как есть, порой, очень даже черненькими. Ведь беленькими-то, как писал классик, полюбить каждый горазд. Такую вот непростую задачу пытается решить Николай Толстиков в своей книге «Пожинатели плодов».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.