Мариам Петросян не любит, когда ее называют писателем, и просит не ждать от нее больше книг. А ту единственную, которую она писала на протяжении десяти лет и за которую получила престижную "Русскую премию" - считает уже как бы не своим произведением, а отдельно существующим миром.
Такая авторская позиция вполне соотносится с самим романом, носящим загадочное название "Дом, в котором..." Это, действительно - целый мир, населенный неведомыми существами со странными именами - Сфинкс, Лорд, Кузнечик... Постепенно картинка проявляется, и мрачный серый Дом приобретает черты детского интерната, где живут маленькие инвалиды, от которых добровольно отказались их родители, и дети, которых принято называть "трудными подростками". Они обитают в "стаях" - то есть, в группах, иногда попадают в "могильник" - больницу, а порой оказываются "жертвами" злой Акулы - директора интерната.
Дом густо населен, и многие из его жителей становятся рассказчиками на страницах книги. Композиция романа выстроена так необычно, что порой в самых неожиданных местах автор резко меняет и тему, и главного героя, и даже время - в Доме прошлое легко становится будущим, а настоящее как бы застывает, повиснув в воздухе.
Но все же роман Мариам Петросян "Дом в котором" - не игра пустых форм. Скорее, он чем-то напоминает калейдоскоп - когда из хаоса и беспорядка вдруг возникает четкий и яркий узор. Так, например, на протяжении множества страниц мелькает по всем признакам проходной персонаж с обидной кличкой Горбач. Он действительно с рождения горбат и некрасив, и скоро исчезает из поля зрения читателя. Но через множество глав вдруг выныривает, и вот мы видим его, играющим на флейте посреди осенней лужайки, узнаем, что он пишет трогательные стихи и любит Диккенса, и что кроме неблагозвучной клички Горбач обитатели Дома часто называют его Ангелом, и говорят, что его горб - это сложенные за спиной крылья...
И все же проблема детей-инвалидов и сирот - не главное в книге. О том, что речь идет именно о них, читатель вообще узнает весьма опосредованно. Сквозь пространственно-временные нахлесты повествования отчетливее всего проступает мысль о том, что неблагополучные жизненные обстоятельства совсем необязательно превращают хрупкое юное существо в чудовище. Бывает, и наоборот, - помогают сформироваться настоящей личности. Возможно, именно об этом в столь оригинальной и причудливой форме попыталась нам сказать Мариам Петросян в своем романе "Дом в котором"?
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.