Еще Сергей Есенин утверждал, что определить, как в действительности относится к вам тот или иной человек, очень просто: достаточно лишь посмотреть на то, как он ведет себя по отношению к животным. Автор незабываемой «Песни о собаке» тонко подметил, что если друг перед другом люди могут притворяться, играть роли, казаться совсем иными, чем они есть на самом деле, то заискивать перед животными нет никакого смысла. А значит, с ними человек – всегда таков, какой он есть. Однажды эту мысль поддержал и продолжил писатель из Воронежа Гавриил Троепольский. Его повесть «Белый Бим Черное ухо» вот уже без малого полвека будоражит умы, сердца и чувства читателей. Она стало главной книгой автора, после которой он фактически уже ничего больше не создал.
Сюжет всем нам хорошо знаком: одинокий пенсионер Иван Иваныч в один прекрасный день завел щенка. Собачка, по словам заводчика, была «с брачком» - белая, с черными подпалинами на морде, и черным ухом. И это при том, что вообще-то шотландским сеттерам по строгим стандартам экстерьера полагается быть черными или темно-каштановыми. Заводчик от посрамившего породу маленького альбиноса собирался без лишнего шума избавиться, но к счастью, щенок вовремя попался на глаза Ивану Иванычу. Так Бим стал его верным другом и, пожалуй, единственным по-настоящему родным существом. Но однажды хозяина на «скорой» увезли в больницу. Бим остался один…
О том, что испытывает собака, вдруг лишившаяся, без преувеличения, смысла своего существования, Гавриил Троепольский рассказывает в своей повети «Белый Бим Черное ухо» так невероятно правдоподобно, что сначала просто поражаешься тому, как писателю удалось настолько глубоко прочувствовать переживания пса. А потом становится ясно: Бим – это зеркало, в котором отражаются человеческие поступки. И книга - не столько о несчастной собаке, сколько о людях. Разных - добрых, любящих, сострадающих - и черствых, равнодушных и жестоких.
Наверное, нет такого читателя, у которого эта книга не вызвала бы слез. Когда Бим изо всех сил несется вслед за уходящим поездом, и вагоны, которые кажутся псу «домиками», неумолимо убегают от него все дальше и дальше, сдерживать эмоции, надо признаться, очень трудно. И вовсе не от чрезмерной чувствительности, а потому, что очень сильно хочется изменить что-то в себе. И представить, что у пронзительной, светлой и трогательной повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо» вполне мог бы быть счастливый финал.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.