Тот, кто придумал именовать женщин «слабым полом», вряд ли стремился их обидеть. Скорее всего, он ничего плохого в виду не имел, а просто хотел таким образом подчеркнуть органически присущие прекрасным дамам тонкие душевные качества. Ведь о том, что «слабый пол» способен на невероятные по силе духа и мужеству поступки, было известно всегда. В девятнадцатом веке Некрасов восхищался женщинами в русских селеньях, способными и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти. А Владимир Зоберн, редактор и автор-составитель, адаптировавший для современного читателя многие памятники древней литературы, решил обратиться к ещё более ранним временам. В своём сборнике «Ожерелье для Марии» он рассказал о том, на какие подвиги шли во имя веры женщины первых веков христианства.
При этом автор не просто пересказывает доступным языком жития святых мучениц. Он даёт читателю возможность почувствовать атмосферу того времени, когда сам факт следования Евангельскому учению уже можно было считать подвигом: христиане подвергались чудовищным гонениям со стороны властей. А юные девушки из знатных, благополучных и обеспеченных семей, - можно сказать, золотая молодёжь того времени, - крестились, невзирая на перспективу стать изгоями в глазах общества и не боясь преследований.
Именно такой была Святая Варвара – главу о ней в своей книге «Ожерелье для Марии» Владимир Зоберн назвал «Палач и святая дева». Дочь богача, втайне принявшую крещение, не сломили ни тюремные пытки, ни страшное вероломство отца. А святая Татиана, дочь знатного вельможи, отказавшаяся поклониться языческому идолу, побывала и в темнице, и на арене Колизея со львами, и на костре. Но автор выделяет даже не страдания этих совсем ещё юных девушек, а подчеркивает то, с какой готовностью, решимостью и душевным спокойствием они на эти страдания шли, зная, что никакая физическая боль не заставит их отречься от Христа. И видя эту несгибаемую силу, их тюремщики и палачи обращались в истинную веру, а львы не смели к ним даже приблизиться.
«Сила Моя в немощи совершается», - сказал Христос. Женщины-святые своей жизнью подтвердили эту Евангельскую истину. А Владимир Зоберн ещё раз напомнил о ней в книге «Ожерелье для Марии».
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.