Кто из нас в детстве не чувствовал восторженный холодок внутри, читая вступление к пушкинской поэме «Руслан и Людмила»? И кот ученый, и русалка, и Черномор, и все остальные сказочные существа, притаившиеся на неведомых дорожках, потом еще долго не давали покоя нашему воображению! Немного повзрослев, похожие ощущения мы испытывали, читая знаменитые гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки» - помнится, старшеклассники рассказывали друг другу сюжеты из них в качестве леденящих кровь «страшилок». Но, наверное, мало кто из нас в то время мог даже подумать о том, что очень похожие истории, основанные - как, кстати, и у Гоголя - на старинных народных преданиях, есть еще у одного автора - Владимира Даля. Широко известного как автора знаменитого Толкового словаря русского языка, его совершенно незаслуженно на многие десятилетия забыли как писателя. Идея напомнить о том, что Даль не только мастерски составлял словари, но еще и создавал прекрасную прозу, родилась в Издательстве Сретенского монастыря. Именно там вышел большой сборник произведений Владимира Ивановича под названием «Архистратиг».
Книга действительно открывает Даля с разных сторон. Потрясающий знаток русских традиций и обычаев, увлеченный собиратель фольклора, он предстает перед нами еще и мастером синтеза: превратить столь тонкий материал, как народные легенды и сказки, в литературные тексты, способные в один миг захватить воображение читателя любого возраста – дело, согласитесь, не простое. Но автору это, кажется, без труда удалось!
Более того - несмотря на то, что истории из сборника Владимира Даля «Архистратиг» погружают нас в атмосферу, где все дышит чем-то вековым и древним, мораль их, в конце концов, оказывается вполне востребованной и в наши дни. Взять, к примеру, хотя бы один – пожалуй, самый захватывающий и яркий рассказ с жутковатым названием «Упырь». С одной стороны - классическая история про «невесту вампира», вполне в духе известного стихотворения Гёте с похожим сюжетом. Но какой колорит, какая глубина за внешней простотой повествования! А финальный призыв автора к юным читательницам в духе «смотрите, девушки, с кем связываетесь!» - и сегодня звучит весьма актуально.
А главное, в этих историях, от которых, порой дух захватывает и страшновато становится, все же отчетливо проступает самое важное: сила духа и веры нашего народа, его искренняя надежда на Бога… Всё это передается из поколения в поколение на каком-то глубинном, генном уровне. И Владимир Даль своими сборником рассказов «Архистратиг», тоже, несомненно, этому поспособствовал!
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.