Место, на котором расположена православная жемчужина Эстонии – Пюхтицкий Успенский женский монастырь – в переводе на русский поэтично зовётся Журавлиной горой. Именно так – «Журавлиная гора» - назвал свою книгу рассказов иеродиакон Никон (Муртазов), проживший долгое время в этих краях. За годы своего служения в храмах Пюхтицкого монастыря он стал свидетелем многих удивительных событий и даже чудес, повстречал необыкновенных людей, и, в конце концов, задумал написать обо всём этом книгу.
Не слишком веря в себя как писателя, отец Никон на всякий случай решил заручиться поддержкой профессионала, и показал свои зарисовки известному литератору Юрию Куранову. Тот, вопреки ожиданиям батюшки, его труды одобрил, и вскоре отец Никон (Муртазов) стал успешно печататься и издаваться.
Хотя произведения из книги «Журавлиная гора» по жанру рассказами, строго говоря, не являются, их литературного достоинства это ничуть не умаляет. Это лирические эскизы с натуры и короткие очерки, написанные, - сразу чувствуется, - человеком неравнодушным, и с большой любовью к героям, большинство из которых автор знал лично.
Любовь эта видна, даже если знакомство было мимолётным – как, например, в рассказе «Дед» - со стариком, переписывающим в пухлую тетрадь имена с надгробий монастырского кладбища, чтобы потом помянуть в молитве всех этих людей. Или с рабочим Геннадием из рассказа «Урок», трудившимся на восстановлении монастыря, и поведавшем однажды автору удивительный случай из своей жизни.
Кстати, свидетельств о событиях чудесных и промыслительных, не поддающихся простой человеческой логике, на страницах книги вообще очень много. При этом соседствуют они с совершенно «земным» описанием быта и характеров. Автобиографичная зарисовка «Первый иконостас», к примеру, полна таких простых и понятных каждому деталей: доски, строительные леса, запах олифы и лака. Батюшка, который кроме писательского дара имеет ещё и талант иконописца, рассказывает о том, как восстанавливал иконостас в одном из храмов питерского Иоанновского женского монастыря, где покоятся мощи святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, и стал свидетелем явной заботы всероссийского батюшки, как называли святого при жизни, о горячо любимой им обители.
Впрочем, о себе в книге автор говорит на редкость немного. Большинство рассказов иеродиакона Никона (Муртазова) – о простых, но в то же время замечательных людях, которыми так богата «Журавлиная гора», и у которых всем нам есть, чему поучиться.
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.
Центр социальной реабилитации «Турмалин» даёт работу людям с инвалидностью
Фёдору — 32 года, и у него множественные нарушения развития. Мужчина с трудом ходит, быстро утомляется и не может долго удерживать внимание. При этом Федя — интересный собеседник. Мужчина много читает и с удовольствием рассказывает другим о том, что узнал.
На протяжении 7 лет Фёдор посещает московский центр социальной реабилитации «Турмалин», где помогают взрослым с ментальными нарушениями. Здесь люди с различными нарушениями при поддержке педагогов и волонтёров развивают навыки самостоятельной жизни, посещают занятия в творческих мастерских и не только. Федя, например, создаёт восковые свечи, которые потом реализуют на благотворительных ярмарках. Сейчас в мастерской кипит активная деятельность, Федя изготавливает красные свечи — к Пасхе. Работа с воском для него непростая, требует полной концентрации сил — и физических, и моральных, но зато он всегда видит результат своего труда, что очень важно.
Помимо свечей люди с особенностями развития создают в мастерских изделия из керамики, дерева, стекла и шерсти, варят мыло. Они проводят в центре «Турмалин» почти весь день. Для них организуют не только трудовые и творческие занятия, но и кормят вкусными обедами, устраивают праздники, чаепития. Здесь особенные люди чувствуют себя в безопасности, они востребованы, у них есть друзья и любимое дело.
Всю помощь в центре социальной реабилитации подопечные получают бесплатно. Поэтому проекту важна поддержка, в первую очередь, финансовая. Но помогать можно не только деньгами, но и делами. Например, стать волонтёром и сопровождать особенных людей во время занятий. Узнать больше можно на сайте центра: turmaline.ru
Поддержать сбор на обеды для особенных людей: https://turmaline.ru/sbor2024/
Информация для волонтёров: https://turmaline.ru/volunteer/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колочская икона Божией Матери
Колочская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого как Путеводительница. На изображении Богородица левой рукой удерживает Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Пречистая Дева с нежностью и любовью склонилась над Сыном. Зная из пророчеств о грядущих страданиях Иисуса, Она хочет разделить Его боль.
Колочский образ был явлен в начале пятнадцатого века в окрестностях деревеньки Колоцкое, в двадцати верстах от подмосковного города Можайска. Обстоятельства обретения святыни описаны в древней Степенной книге, литературном памятнике шестнадцатого столетия. Икону Богородицы нашёл на берегу речки Колочи крестьянин по имени Лука. Он принёс находку домой. И в тот же день по молитвам перед Явленным образом исцелился родственник крестьянина, много лет тяжело болевший.
Слава о святыне распространилась по всему Можайскому княжеству. В дом Луки потекли богомольцы. Верующие молились Божией Матери, и Она щедро изливала на них Свою милость. В благодарность люди оставляли у иконы пожертвования. На эти деньги Лука построил в родной деревне церковь в честь Успения Божией Матери. Чуть позже он основал при этом храме монастырь.
В 1545 году на Соборе, который созвал Московский митрополит Макарий, было установлено празднование Колочской иконы 22 июля. В Успенском монастыре появилась традиция совершать в этот день крестный ход со святыней к источнику, который забил на месте обретения чудотворного образа. Благочестивый обычай прервался лишь после революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, засыпали родник, Колочская икона была утрачена.
В 1993 году Успенский монастырь возродился, на этот раз как женский. Насельницы получили драгоценный подарок — древний список Колочской иконы Божией Матери, прежде хранившийся в Ильинской церкви города Можайска. С этой реликвией ежегодно 22 июля совершается крестный ход к целебному источнику. Сёстры расчистили родник на том самом месте, где в пятнадцатом веке крестьянин Лука нашёл первообраз Колочской святыни.
Все выпуски программы Небесная Заступница