Впервые Лев Толстой прибыл в Крым во время Крымской войны, когда его перевели в действующую армию. 7 ноября 1854 г. Толстой впервые побывал на севастопольских бастионах. Молодой подпоручик стремился попасть на передовую, но его почти 2 месяца его держали на тыловых позициях под Симферополем.
Наконец, в марте 1855 г. батарею Толстого перебрасывают на одну из самых важных позиций обороны города - на 4-ый бастион. Здесь он пишет рассказ "Севастополь в декабре месяце". Майские события на 4-м бастионе послужили Толстому основой для рассказа "Севастополь в мае". В последние дни боев он снова был переведен на городские позиции и огнем своей батареи 27 августа прикрывал эвакуацию войск на Севастопольскую сторону. Эти события отразились в рассказе "Севастополь в августе 1855 года".
Второй раз Толстой приехал в Крым в марте 1885 г., сопровождая больного друга - князя Урусова. Остановился Лев Николаевич в Симеизе в имении Мальцева, но находился в нем мало, больше путешествуя по Крыму. Большое впечатление произвела на Толстого чудесная природа Симеиза. В его письмах можно найти такие строки: "Уединенно, прекрасно, величественно, и ничего нет сделанного людьми". Он также побывал в Алупке, Мисхоре. В Ялте он встречался с писателем Аксаковым, ездил к ученому-натуралисту Данилевскому. На этот раз Толстой по-новому воспринял Крым. Посетив Севастополь, Лев Николаевич писал жене Софье Андреевне: "Проехали по тем местам, казавшимся неприступными, где были неприятельские батареи, и странно воспоминание войны даже соединяется с чувством бодрости и молодости".
В третий раз Толстой прожил с семьей в Крыму около 9 месяцев в 1901-1902 гг. Толстые поселились в имении Паниной в Гаспре (ныне санаторий "Ясная Поляна"). Вставал Толстой обычно рано, после утреннего кофе шел на прогулку. Его высокую фигуру можно было в это время видеть на Царской тропе или на нижней дороге, ведущей к морю. Кроме дневников, Толстой писал в Гаспре повесть "Хаджи-Мурат", статьи "Солдатская памятка", "Офицерская памятка", "К рабочему народу", "К молодежи».
Часто виделся писатель с Чеховым и Горьким. Гостями Толстого были также Короленко, Куприн, Шаляпин, которые в то время отдыхали на Южном берегу Крыма. Крым Толстой любил, об этом писал и Антон Чехов Горькому: "Ему Крым нравится ужасно, возбуждает в нем радость, чисто детскую". Благодарный за гостеприимство Лев Николаевич Толстой писал графине Паниной: "Я вынес из моего пребывания в Гаспре самые хорошие впечатления. Во внутренней жизни я приобрел очень много для себя драгоценного. Во внешней же жизни, особенно во время выздоровления, я получил большое наслаждение от прелестной природы".
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.