В 1232 году, во время сидения в Новгороде отца Александра Невского — Ярослава, изгнанные им Новгородские мужи нашли себе приют у Немцев, в городе Оденпе. В Оденпе, находился и князь Ярослав, сын брата Мстислава Удалого — Владимира. Этот князь-отступник стал злейшим врагом своей Родины и у него находили приют все Русские изменники.
В это время завелись предатели и во Пскове во главе с каким-то Твердилою. И вот, Ярослав Владимирович вместе с Твердилою стали подучивать Немцев пойти на Изборск, а потом и на Псков, обещая им верный успех.
Немцы без объявления войны напали на Изборск и взяли его приступом. Псковичи, возмущенные предательским нападением на Изборск, вышли рыцарям навстречу, но потерпели жестокое поражение и принуждены были заключить мир на унизительных для себя условиях. Они должны были дать в заложники детей знатнейших граждан и пустить к себе во Псков для управления Немцев во главе с гнусным Твердилою.
Это был громкий успех для рыцарей. Весть о нем разнеслась по всей Германии. И толпы Немецких искателей приключений стали прибывать одна за другой на усиление Ливонских рыцарей.
Скоро Немцы вошли и в Земли Великого Новгорода. Они обложили данью Волжан и построили крепость Копорье на берегу Финского залива, близ нынешнего Петербурга. Затем они пошли еще дальше, нещадно разоряя население, и появились уже в тридцати верстах от Новгорода, грабя Русских купцов.
Новгородцы стали просить у великого князя Ярослава себе князя. Ярослав согласился, но послал им не Александра, а следующего за ним сына — Андрея. Однако Андрей не смог улучшить дела Новгородцев. Наоборот, к захватам немцев присоединились также дерзкие набеги литвы и чуди; уводились люди, лошади, скот; крестьянам нечем было пахать.
Наконец, Новгородцы решились обратиться к Александру, занятому в это время сооружением в Переяславле-Залесском монастыря во имя Святого мученика Александра Пермского. Торжественное посольство, во главе с Новгородским владыкою, отправилось к нему.
Александр прибыл к Святой Софии. Всё мгновенно преобразилось. Немедленно собралось войско: Новгородцы, Ладожане, Корелы, Ижорцы весело шли под знаменами Невского героя. И скоро взяли Копорье, пленив многих Немцев.
Александр освободил большинство пленных рыцарей и только некоторых привел с собой в Новгород. «Милостив был паче меры», — примечает летописец. Но изменников Волжан и Чудь перевешал.
После этого он отправился к отцу, выпросил у него Суздальские полки и с братом Андреем вернулся в Новгород.
Не теряя времени на ожидание, пока соберется Новгородская рать, он поспешил занять все дороги, ведущие к Пскову. И быстро появился под его стенами, раньше чем ошеломленные Немцы могли получить сведения о его сборах. Город был освобожден без особого труда, и Немецкие наместники отправлены закованными в Новгород. Шесть же главных изменников Псковичей были преданы казни. Вслед за этим Александр вторгся во владения Ливонских рыцарей, примыкавшие к самому Пскову. Много неприятеля погибло, не ожидавшего такого быстрого нападения.
Страшная весть о потере Пскова была для Немцев подобна громовому удару. Скоро стало собираться огромное ополчение. Рыцари решили навсегда покончить с Александром. Первый магистр Ордена и епископ были вполне уверены в успехе. «Пойдем, погубим великого князя Русского, возьмем Александра живым в полон», — говорили они.
Но Александр был непоколебим в своем уповании на заступничество Божие за Православную веру. Перед выступлением на врага он со всеми гражданами города усердно молился в Псковском детинце, в славном храме Святой Троицы. Затем войска выступили в поход.
Александр рассчитал, что ему будет выгоднее несколько отойти и ждать Немцев на Чудском озере, лёд на котором был еще крепок. Он так и сделал, и расположился близ местности, носившей название «Вороньи Камни».
В субботу 5-го апреля 1242 года показались Немцы. С высоты скалы при повороте Чудского озера во Псковское Александр зорко следил за движением неприятельского войска, сверкавшего сталью своих копий, щитов и броней. Оно стройно шло в особом клинообразном боевом порядке, носившем название свиньи. Это была страшная свинья для всех слабых духом войск; она врезывалась во вражеские полки своим острым клином, расстраивала их ряды, и затем начиналось жестокое избиение неприятеля.
Видя, что противник уже подходит, Александр, осенив себя крестным знамением, воздел руки к небу и громко произнес: «Помоги мне, Господи, как некогда моему прадеду Ярославу против Святополка Окаянного».
Скоро приблизились Немцы. Грозная свинья врезалась в наши войска и прошла их насквозь, но рыцари с ужасом убедились, что ряды Русских и не думают расстраиваться, а плотно и стройно смыкаются вокруг них.
Немцы дрогнули. Заметя это, Александр быстро совершил с отборным полком обходное движение и ударил в самое чувствительное место неприятельского расположения. Скоро началось избиение рыцарей и Чуди. Лед озера, красный от крови на протяжении семи верст, покрылся трупами. Потери наших врагов были громадны.
После этого беспримерного побоища, получившего прозвание Ледового, Александр с великой славой въехал в Псков. Близ его коня шли 50 знатнейших рыцарей, а позади множество простых пленных. Он первым делом направился к храму Святой Троицы, и здесь вознес горячую молитву за дарованную победу. Причем жители города обещали вечную признательность ему и его потомству.
Так печально кончилось предприятие Ордена против Русских. «Храбрый Александр принудил рыцарей к миру», — с грустью примечает Немецкий летописец.
Ледовое побоище вместе с Невской победой надолго остановило наступательные движения против нас Шведов и Немцев, в самые горестные и трудные годы Русской жизни.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.