Молодой сержант тоскливо смотрел, как за окном милицейского уазика проплывают вдалеке невысокие горы. Осень в Кисловодске — чудесная пора: все склоны расцвечены ярко-красными, бордовыми, жёлтыми пятнами — перемежающиеся глубокими тенями хвойников. «И зачем я только вчера пообещал жене, что сегодня пойдём гулять в парк с детьми? Сглазил, да и только! А погода-то какая! Чего нас вне графика сюда погнали — что за особое задание?»
Машина свернула с центральной дороги и вскоре остановилась. Район Минутки — на самом краю Кисловодска — район бедный и не престижный: здесь нет ни многоэтажек, ни санаториев, только частный сектор. Ничего интересного.
В шеренгу выстроив милиционеров, майор с нескрываемым раздражением сказал: «Ваша задача — не допустить подвоза материалов на стройку церкви... то есть этого неразрешённого объекта религиозного назначения! У всех входящих на территорию проверять документы, выяснять, почему в рабочее время болтаются без дела. Старух не трогать. Выполнять!»
Заняв своё место в наряде, сержант стал наблюдать за происходящим. В глубине двора, скрытого от любопытных глаз высоким глухим забором, прерывисто тарахтела бетономешалка. Слышался звук ударов кирки и глухой щелчок разламывающегося кирпича. Чуть прислушавшись, иногда можно было разобрать какие-то протяжные песни. Понятно: внутри кипела работа. Снаружи ничего не происходило.
Через три часа стояния в наряде стало совсем скучно. Единственное развлечение — наблюдать, как изредка распахивалась калитка, и какая-то старуха в длинном до земли то ли платье, то ли халате проходит туда-сюда с тяжёлыми сумками. Вдруг, выйдя из калитки, она прямиком направилась к сержанту. «Сынок, на, возьми, покушай, свежие — только напекли, с капусткой!» — шепелявя, старуха протянула милиционеру затёртый пакет с пирожками. Сержант в нерешительности замялся. «Да не бойся, не отравим, смотри!» — и бабка, разломив пирожок со слегка подгоревшим верхом, отправила его в рот. Не дожидаясь ответа, она поставила пакет на землю и пошла обратно.
Отойдя чуть поодаль и дожёвывая третий пирожок, сержант краем глаза заметил, что над забором стали появляться какие-то фигуры. Три пожилые женщины в платках неторопливо, но ритмично накладывали раствор и клали кирпич. Стены храма росли на глазах. Только на обратном пути из распросов майора он поймёт, что строительство нового храма для Советского государства — дело неслыханное, что несмотря на ежедневные милицейские кордоны откуда-то стройматериалы у них всё равно берутся, что среди строителей — нет ни одного профессионала — одни женщины да инвалиды. Когда-то в городе было четыре храма — но власть планомерно их разрушала, и в итоге верующим пришлось тесниться в деревянном бараке на окраине — вокруг которого они и строят теперь свой новый храм.
Вернувшись в отделение, не заметить перемен было невозможно. Все ходили с загадочно-испуганными лицами. Увидев давнего приятеля, сержант не удержался от вопроса. «А ты чего, ничего не знаешь? Про Снегирёву — которая по связям с религиозными — ну, в исполкоме? Которая неделю назад перед всеми поклялась, что храм построят только через её труп? Так вот, сегодня дома померла. Говорят, сердце. Кто-то этим церковникам явно помогает! Откуда стройматериалы-то берутся?»
Невдомёк было милиционерам, что каждую ночь, с трудом пробираясь через брод Подкумка, за несколько кварталов от стройки грузовик выгружал песок и кирпичи — и невесть откуда взявшиеся бабки и дедки, мужчины и женщины, кто на тачках, кто — на носилках, заполняли двор храма очередной порцией стройматериалов. К утру — всё было подметено, вымыто, вычищено — и в горисполкоме только злились и недоумевали, почему стены Крестовоздвиженского храма с каждым днём растут всё выше и выше. Правда, после случая со Снегирёвой количество милиционеров в кордонах стало резко сокращаться. И правда — кто этих церковников знает?...
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.
«Помощь страдающим разного рода зависимостями». Роман Прищенко
У нас в гостях был православный психолог, директор реабилитационного центра для зависимых «Воскресение» Роман Прищенко.
Наш гость рассказал о том, как интерес к филологии и психологии помог ему найти свое призвание, каким был его путь к вере, как, столкнувшись с зависимостью, ему удалось преодолеть её и как пришел к тому, что делом жизни для него стала поддержка тех, кто также страдает от разных зависимостей.
Киккская икона Божией Матери
Одна из самых почитаемых святынь на острове Кипр — Киккская икона Божией Матери. Название святому образу дала гора Киккос — именно там находится монастырь, в котором хранится реликвия.
Согласно преданию, икону написал апостол Лука ещё при жизни Богородицы. Образ показывает безграничную любовь Царицы Небесной к своему Божественному Сыну. Пресвятая Дева держит Богомладенца и щекой нежно касается Его головы. Иисус при этом изображён в движении, Он словно играет на руках у своей Матери. Икону также именуют «Милостивая». В этом названии отражено сострадательное отношение Царицы Небесной ко всем, кто молитвенно к Ней обращается.
Предание сообщает, что изначально апостол Лука подарил образ Богородицы «Милостивая» египетским христианам. Они хранили святыню почти тысячу лет. В 980 году в Египте начались гонения на верующих в Спасителя. Икону Божией Матери, спасая от поругания, переправили по морю в Византию. Образ несколько лет хранился в столице империи, городе Константинополе. В начале одиннадцатого века император Алексей Комнин получил во сне повеление от Богородицы перенести реликвию на остров Кипр, что и было сделано.
На личные деньги императора для иконы Божией Матери «Милостивая» на Киккской горе построили церковь. При храме был учреждён монастырь. Люди приезжали сюда со всего острова, чтобы попросить у Царицы Небесной помощи в бедах и нуждах. Киккский образ Богородицы прославился чудотворениями. Слава о нём распространилась далеко за пределы Кипра.
Списки благодатной иконы появились и в России. Наиболее почитаемый, написанный в семнадцатом веке, хранился в Московском монастыре Зачатия Богородицы. После революции 1917 года власти закрыли обитель, и верующие перенесли святыню в храм Ильи Обыденного, в котором не прекращались богослужения. А в 1999 году Зачатьевский монастырь ожил, и древний список образа Богородицы «Милостивая» вернулся на своё место.
Сегодня, как и встарь, Киккская икона Божией Матери широко почитается в России. В честь неё освящены церкви в Калужской, Кировской, Рязанской епархиях. Списки чудотворного образа есть во многих храмах и домашних киотах. А в Киккском монастыре на Кипре, где пребывает первообраз, написанный апостолом Лукой, всегда можно встретить русских паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница