Крестопоклонная. Преп. Иоанна Лествичника

Встречаем Великий пост. Крестопоклонная. Преп. Иоанна Лествичника
Поделиться

ЛествичникВ середине Великого поста верующих, бывает, настигает уныние. Первые, самые напряжённые недели прошли. Кто-то отпрашивался с работы, чтобы попасть на чтение покаянного канона преподобного Андрея Критского.  Другому с трудом далось воздержание от сериалов или интернета. Третий  привык и приспособился к постному меню. И вроде бы подвиги совершены, но награды пока не видно. А кто-то, наоборот, сокрушается – на канон не попал, оскоромился кефиром, поссорился с коллегой. Может, и не начинать пост, чего уж там, раз всё не задалось…

Опытные духовники всегда знали о такой опасности. Преподобный Нил Синайский советовал: “Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно, – и дух уныния бежит от тебя”.

Поэтому Великим постом Церковь напоминает верующим об особых событиях, которые имеют важный смысл, и должны укрепить и приободрить их.

Так третье воскресенье поста и следующая за ним неделя, или по-славянски “седмица”, называются Крестопоклонными. В храм для поклонения верующим выносится Святой Крест Господень. В этой святыне заложено множество символических значений для христиан. Крест – орудие страданий и смерти Сына Божия. Но это и знак спасения человечества, грехи которого были искуплены Христом. Это – мачта с парусом на корабле спасения; это знамя, возвещающее победу над смертью. Но крест – это ещё и грехи людей, распинающие Христа каждый день. Кроме того, Крест Господень напоминает, что у каждого из нас есть свой собственный крест – жизненные перипетии, невзгоды и обстоятельства. И вынести его возможно только с помощью Божией.

И ещё один образ: Крестопоклонная неделя приходится на середину Великого поста. Так и Крест Господень находится в самой сердцевине христианского бытия.

В четвертое воскресенье Великого поста, Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника. Известно, что родился он около пятьсот семидесятого года. В шестнадцать принял монашеский постриг в Синайском монастыре. Иоанну довелось сорок лет провести отшельником в пустыне, в безмолвии и молитве. Когда старцу исполнилось семьдесят пять, его избрали игуменом Синайской обитель. Тогда-то по просьбе игумена другого монастыря он написал свой главный труд. «Лествица духовная» –  это руководство для восхождения к духовному совершенству, своеобразная лестница к Небесным вратам. В ней тридцать «ступенек» – тридцать степеней восхождения человека к духовному совершенству. Первые семь соответствуют семи монашеским добродетелям. Например, отречение от мира, послушание, покаяние. Следующие семнадцать – это руководство по преодолению различных грехов, таких как клевета, тщеславие, уныние. Следующие три – молитва, покой или “исихия” и бесстрастие. Вершина пути – союз трёх главных добродетелей – веры, надежды и любви.

Вспоминая преподобного Иоанна Лествичника, Церковь обращает внимание верующих, что в деле духовной аскезы необходимо не только рвение, но и постепенность.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...