История Самары своими корнями уходит в глубокую древность. Еще в четырнадцатом веке Московское государство владело Волжским судоходным путем – и уже в то далекое время на средней Волге, в излучине реки Самары, существовало поселение-пристань. Много беспокойства причиняли его жителям кочевники, населявшие окрестные степи. В 1584 году царь Федор Иоаннович приказал построить здесь крепость, которая будет способна выдержать любую осаду.
Возводить кремль на Волжских просторах из столицы прибыли триста царских стрельцов во главе с воеводой Григорием Засекиным, принадлежавшим к знатному роду князей Ярославских. В течение нескольких месяцев они поставили надежный форпост. Интересный факт: изначально Самарский кремль стоял посреди степи, аж в нескольких километрах от речного берега. А спустя много лет Волга и Самара поменяли свои русла и заключили в объятия сторожевой городок.
О том, как выглядела древняя крепость, известно достоверно, поскольку сохранился рисунок немецкого географа Адама Олеария. Он путешествовал по Волге в 1636 году и запечатлел вид самарского кремля с палубы корабля. На этом рисунке мы видим типичный образец русского крепостного зодчества – островерхие бревенчатые стены замкнулись в четырехугольник, по периметру выстроились башни с шатровыми вершинами, внутреннее пространство заполнено одно и двухэтажными домиками, а в центре высится церковь со своеобразными куполами – на высоких шатрах стремятся к небу маленькие луковки. Деревянная церквушка на рисунке Олеария – интереснейший объект. Судя по всему, это предшественница каменного Спасо-Преображенского храма, который в конце семнадцатого века возвели на Хлебной площади. Преображенская церковь считалась старейшим зданием нашего города вплоть до 1952 года, когда ее снесли при строительстве моста через реку Самару.
Неподалеку от того места, где стоял храм, на пересечении улиц Водников и Кутякова, в 1986 году, к четырехсотлетию основания города, энтузиасты воссоздали деревянную башню по образу тех, что входили в древнюю крепостную стену. Крепость была уничтожена чередой пожаров на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков. Сейчас маленький сруб – единственное, что напоминает нам о кремле, с которого началась история Самары. К сожалению, башня находится в удручающем состоянии.
Но ведь так быть не должно, правда? Земля, на которой некогда стоял Самарский кремль, буквально взывает к археологам и ждет дальнейших исследований. Для многих самарцев не секрет, что уже несколько лет существует интересный проект воссоздания на стрелке Волги и Самары древней крепости по технологиям шестнадцатого века. Если он будет реализован, то, например, в субботу и воскресенье можно будет запросто прокатиться в прошлое и посмотреть, с чего начинался наш город.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.