Римский воин, сотник Лонгин нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже рядом с Голгофой, у подножия святого Креста. Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа и знамений, Явленных после Его смерти. Эти события потрясли душу Лонгина. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» - говорится в Евангелии от Матфея. Затем один из воинов копьем пронзил Спасителю ребра, и тотчас истекла кровь и вода, - об этом свидетельствует Евангелие от Иоанна. Согласно церковному преданию, Лонгин был тем воином, который пронзил копьем ребра распятого Спасителя и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз.
Считается, что орудие, коснувшееся сердца Иисуса, уцелело до наших дней. Проследить путь копья Лонгина непросто. Разобраться в этом попыталась в 2003 году группа английских ученых под руководством профессора Роберта Фезера.
Мнение эксперта:
Один из артефактов с конца восемнадцатого века хранится в палате сокровищ Венского дворца. Он представляет собой сложную конструкцию, состоящую из железного наконечника длиной около полуметра и заостренного стержня, инкрустированного маленьким медным крестиком. На золотой накладке, которая скрепляет эти две части, различима надпись на латыни: «Копье и гвоздь Господни».
Научные исследования, включавшие флуоресцентный и рентгеноспектральный анализ, показали, что железный стержень является наиболее древней частью венской святыни. Это вполне может быть один из гвоздей с креста, на котором был распят Христос. А вот сам наконечник изготовлен лишь в седьмом веке – то есть, он никак не мог принадлежать сотнику Лонгину.
После комплекса научных исследований ученые пришли к выводу, что подлинным скорее всего является копье, находящееся в духовном центре Армении, монастыре Эчмиадзин. Считается, что в Армению этот артефакт был доставлен еще в евангельские времена апостолом Фаддеем. До девятого столетия святыня хранилась в обители, именуемой Гегард, что в переводе означает «копье». После того, как монастырь был разрушен арабами, реликвию перенесли в сокровищницу Эчмиадзинской обители, где она находится и поныне.
Английские ученые, которым Армянская апостольская Церковь обеспечила доступ к святыне, установили, что это копье относится ко времени жизни Христа. Но то ли это самое орудие, которое держал в руках сотник ЛОнгин? В пользу данной версии говорит еще один удивительный факт, отмеченный профессором Робертом Фезером.
Мнение эксперта:
Исследователей смущала необычная ромбовидная форма Эчмиадзинского копья. Кроме того, оно казалось чрезмерно большим и напоминало не столько боевое оружие, сколько острие какого-то штандарта. Однако, когда ученые сопоставили размер и форму этого копья и след от раны, запечатленный на Туринской плащанице, они были поражены соответствием!
Православная Церковь чтит Лонгина-сотника как мученика. Согласно Преданию он и его воины уверовали во Христа, приняли крещение от апостолов и оставили службу. А через некоторое время были обезглавлены за проповедь христианства. Сегодня для того чтобы поклониться мощам мученика Лонгина, паломники отправляются в Рим, в церковь святого Августина. Но мало кто знает, что на армянской земле есть не менее значимая святыня, ставшая свидетелем обращения жестокого римского воина в пламенного проповедника-христианина.
Евгения Павлычева
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия