У меня есть подруга, с которой мы ходим гулять. Недавно выработали такую привычку: просто ходить по улице и разговаривать. Заменили таким образом бесконечные чаи с плюшками. И вот, во время одной из таких прогулок у нас зашёл разговор о журналистике.
Она тоже окончила журфак, но работать по специальности не пошла. Не хочу, говорит, вмешиваться ни в политику, ни в мнение общественности, ни в трактовку каких-то событий.
Больной для меня вопрос, потому что сама я всегда, так или иначе, была связана с информационным пространством. Вижу в этом своё предназначение, и большую часть жизни я посвятила, как сейчас принято говорить, православной журналистике, хотя не считаю это определение правильным. Ну, что такое православная журналистика? Есть журналистика, а есть информация, оптимизированная под запросы поисковика. Журналистика, православная или неправославная, – это всегда чёткая позиция, соответствующая нормам этики, логики и, самое главное, фактическому обоснованию. Всё остальное – оптимизация, которая сейчас, увы, процветает на просторах информационных полей.
За примерами далеко ходить не надо. Вот, недавно в Общественной палате прошло обсуждение одного чувствительного для всех законопроекта. Я – православный журналист. Не представитель православной журналистики, а именно православный журналист. То есть верующий человек, обладающий профессией, которая подразумевает чёткую задачу: правдиво освящать мероприятие, используя полученные факты. Я пришла заранее, поговорила с участниками, подготовила компьютер. Выслушала два часа прений, записала цитаты, после чего сформировала статью, в которой написала только то, что услышала. Я выполнила свою журналистскую работу. В соответствии с нормами этики, логики и фактическим обоснованием.
Вечером проглядываю новостную ленту. И что же я вижу? Необдуманную, пустую, неподкреплённую никакими фактами оптимизированную информацию о том же событии в Общественной палате. Непонятно кем сформированный текст (или радиопрограмма, или телепередача – не важно), который сплошь набит эмоционально-раздражающими сочетаниями. И, кстати, чаще всего, авторы подобных сообщений вообще не бывают на мероприятиях, о которых говорят. А результат какой? Текст с фактами или грамотной аналитикой уже никому не интересен. Интересно то, что вызывает эмоцию – оптимизированные слова, кричащие заголовки, откровенное враньё и характерный слог жёлтой прессы. И проблема даже не в том, что журналистов мало – я сейчас говорю о настоящих журналистах, а не о пустомелях «на злобу дня». Журналистов достаточно. Настоящая проблема заключается в нежелании этих журналистов «вмешиваться», как выразилась моя подруга. Журналисты уже не хотят ничего доказывать, они просто не верят в формирование здоровой информационной среды. Не хотят даже комментировать что-то в соцсетях, потому что знают, что будут в своём здравом суждении в меньшинстве.
И я тогда, на прогулке, спросила свою подругу: а что же будет, если вообще никто не захочет вмешиваться? Если никто не захочет высказаться в защиту своей страны, Дня Победы, нерождённых детей..? Что будет, если оптимизированный текст и слог бульварной прессы станет нормой? В кого превратятся наши дети, которые почти с рождения вовлечены в водоворот информационных потоков? И, самое главное, с кого за это будет спрос?
Может, конечно, кто-то сейчас морщит нос, не придавая значения журналистики как четвёртой власти. Но, наверное, никто не дерзнёт усомниться во власти Мировой воли. Во власти Бога. Который наделяет человека талантами и пускает его с этими талантами в земную жизнь. Чтобы тот пользовался ими и приносил пользу другим людям. Так вот, журналистика – это тоже данный Богом талант. И сейчас, когда посевные площади информационных полей открыты для любого сеятеля, с любыми, зачастую ядовитыми, семенами, зарывать свой талант в почву сомнений и безысходности журналист не имеет права.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия