Осенью 1992 года и без того неспокойная жизнь Петербурга была взбудоражена чрезвычайно. Со страниц газет,с окон вагонов, с рекламных листовок навязчиво звучали слова: «28 октября – день Второго Пришествия Христова». Южнокорейские миссионеры, преисполнившись сознанием собственного всезнания, взвалили на свои плечи «великое» дело: за какой-то месяц убедить непросвещенную Россию в необходимости покаяться, оставить все земные хлопоты и ждать конца света.
Чем меньше времени оставалось до объявленной даты, тем напряженнее становилась атмосфера ожидания. Подливали масла в огонь и все усиливавшиеся тяготы первого года «реформ», от которых так хотелось перенестись на небо, в царство праведников. И вот этот день наступил…
Южные корейцы были далеко не первыми предсказателями точной даты Второго Пришествия. Такие «пророки» стабильно появлялись один-два раза в столетие.Были они и на Руси, в эпоху великого раскола, в среде старообрядцев. Тогда Божий Суд они предсказали на 1703 год (по странному совпадению в этом году основали Петербург). В XX веке предсказания значительно участились, особенно с появлением секты адвентистов седьмого дня.
Трагична судьба тех людей, которые поверили лжепророкам. В лучшем случае разочарование и отчаяние, в худшем – самоубийство. А обманщики собирали «дивиденды» со своей лжи в виде денег и имущества обманутых – кому нужны житейские блага, если завтра конец света?
Разумеется, обманщиками оказались и южнокорейские миссионеры. 28 октября 1992 года Господь не пришел судить живых и мертвых. Вместо того, чтобы принести извинения за причиненный переполох, восточные прорицатели «перенесли» дату на… 2116 год (с расчетом, что к тому времени умрут уже правнуки свидетелей конфуза).
У нецерковного человека, наблюдавшего за этой историей, легко могло сложиться впечатление, что «Судный День – это сказка для старших», как пел Высоцкий, и что конец света не наступит никогда – разве что после ядерной войны.
Однако Церковь учит иначе. В седьмом члене Символа Веры говориться: «Верую… во единаго Господа Иисуса Христа.., паки (вновь) грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца». Но точная дата Второго Пришествия сокрыта от мира. Со страниц Евангелия мы слышим предостерегающие слова Спасителя: «Не ваше дело знать времена и сроки» (Деян. 1. 7), «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13,32). Любой, кто дерзает объявить день и год конца света, – обманщик и враг Православия.
При этом Господь не лишил нас указаний на время Страшного Суда. Он дал нам признаки, по которым можно сделать вывод о приближении последних времен. Основываясь на словах Христа (Мф. 24; Мк. 13; Лк. 21), апостола Павла (2 Фее. 2) и Иоанна Богослова (Апокалипсис), можно в качестве этих признаков указать следующее:
– проповедь Евангелия по всему миру;
– появление многочисленных лжепророков, творящих разнообразные «чудеса» для прельщения людей, и лжехристов – тех, кто выдает себя за Христа;
– войны – великие и малые;
– упадок общественной нравственности через умножение в мире беззаконий;
– эпидемии страшных болезней, землетрясения по местам;
– раздор и церковные смуты, появление наглых ругателей Церкви;
– всеобщее изнеможение людей от страха грядущих бедствий;
– оскудение любви друг ко другу.
В завершение бедствий, перед Вторым Пришествием появится Антихрист – враг Христа и полная Его противоположность (греч. «анти» – «вместо», «против»). Он будет вознесен на вершину власти мировым иудейством и объединит под свое владычество на три с половиной года все страны и религии. Подготовку появления Антихриста, совершаемую в мире силами тьмы, апостол Павел называет «тайной беззакония». Владычество Антихриста будет временем великих скорбей, невидимых доселе гонений на Церковь. Конец ему положит Сам Господь, Который со славою придет на землю, «как молния, видимая от востока до запада» (Мф. 24, 27). Перед Вторым Пришествием на небе появится Крест – знамение Божие, видимое всем. Тогда исполнятся сроки существования нашего мира и настанет вечное Царство Славы Божией.
Близки ли мы к дню Страшного Суда? Точно сказать нельзя, но многие признаки конца мира полностью или частично сбываются на наших глазах. А подвижник благочестия XX века иеромонах Серафим (Роуз), отвечая на этот вопрос, говорил: «Сейчас уже позже, чем вы думаете».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.