Всем нам знакомо состояние, которое называется «Нет сил». Когда кажется, что вконец мы измотаны, разбиты и надорваны. В такие минуты хочется бросить всё: упасть, да заснуть беспробудным сном. Дней на несколько. И вот – упали бы, и заснули бы. Да только часто как раз это время наступает то самое – непредвиденное, то самое – незапланированное, то самое – безотлагательное. И весь этот набор обстоятельств, вне нашего прицела на отдых, оказывается, как всегда, некстати.
Многим из нас – именно в эти моменты, во время капризного причитания «Нет сил» – Господь посылает такое искушение, которое непременно докажет, что силы всё-таки есть. Этим искушением может стать, например, поломка машины. Или неисправность жизненно-необходимых удобств в нашем жилище: канализация, свет, газ, отопление (попробуй попричитай, что нет сил, когда у тебя накануне залповых морозных дней котёл газовый потёк). И, наконец, самым мобилизующим искушением становится неожиданная болезнь близкого человека. Вот уж когда фраза «Нет сил» отступает мгновенно и заменяется на решительную «Готов на всё». Казалось бы, сами, только минуту назад разбитые и больные, мы: делаем кучу звонков, несёмся в аптеку за лекарствами и – не спим, не спим, не спим. Потому что понимаем: сейчас наш близкий человек нуждается в помощи, которую кроме нас оказать некому.
Духовно неопытным людям может показаться такое стечение обстоятельств несправедливым, а, порой, даже жестоким. Но, давайте вникнем глубже в философию подобных ситуаций, и найдём в ней одну очень интересную деталь. Капризно резюмируя своё состояние как «Нет сил», мы обычно пытаемся оттянуть наступление какой-то работы, позволяем себе внеурочно лечь поспать или вовсе уйти от выполнения каких-то своих обязанностей. Ведь, согласитесь, в часы неподдельного, реально ощутимого недомогания, когда, действительно, сил совсем нет, мы вызываем врача или просто прямо заявляем о плохом самочувствии, ведь знаем –аккумулировать свою работоспособность больше не можем. Только вот процент такого состояния в сравнении с нашим желанием чувствовать себя без сил ничтожно мал: и поэтому искушения и приходят. Они как бы открывают для нас тот незримый резерв дополнительных сил, который по пустякам не работает, а включаются – на полную мощность включается – только, когда это, действительно, необходимо.
И если посланное Богом искушение достойно принято, долг исполнен, а непредвиденная работа подходит к концу, наступают те самые долгожданные моменты облегчения и радости. И тогда мы не перестаём удивляться: «Как, вопреки собственному бессилию и моральной измотанности, у нас получается решать такие сложные задачи?!» А ответ, как всегда, очень прост: Господь никогда не оставит человека полностью без сил.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых