У нас в гостях была представитель Российского Книжного Союза, куратор программы книжного фестиваля "Красная площадь" Марина Абрамова.
Мы говорили о книжном фестивале на главной площади страны, об известных писателях, с которыми можно будет пообщаться на фестивале, а также о театральных и кино-площадках фестиваля.
А. Пичугин
— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие слушатели! Здесь, в этой студии, Лиза Горская —
Л. Горская
— И Алексей Пичугин.
А. Пичугин
— Замечательное мероприятие завтра начинается в самом центре Москвы, прям на Красной площади — книжный фестиваль. Он так и будет называться «Красная площадь». Завтра он начинается. И об этом мы сегодня поговорим, поговорим с нашей гостьей. У нас в студии Марина Абрамова — глава рабочей группы по подготовке и проведению Года литературы в Российском книжном союзе, ну и, что самое важное, куратор программы книжного фестиваля «Красная площадь». Здравствуйте!
М. Абрамова
— Добрый вечер!
А. Пичугин
— У нас картинка ещё красочная есть, Мариной принесённая. Мы уже видим...
Л. Горская
— Для радио это особенно актуально!
А. Пичугин
— Да, для нас с тобой...
М. Абрамова
— Для ведущих специально!
А. Пичугин
— Мы уже видим, как это будет всё расставлено, как люди будут ходить по Красной площади, в самом сердце... Как же так удалось-то? Книжный парад, можно сказать.
М. Абрамова
— На самом деле, это подарок был Году литературы. И, конечно, это было, наверное, самым красочным событием прошедшего 15-го года — Года литературы. Основным куратором фестиваля является Владимир Ильич Толстой, которому мы очень благодарны, потому что фестиваль не стал какой-то единичной акцией. Он, видите, стал жить дальше — и в 16-м году. Мы надеемся, что он будет в 17-м. Это поистине свершившаяся мечта всего книжного сообщества. И не только книжного, потому что фестиваль объединяет в себе не только авторов, издателей, но и наших коллег, практически, по цеху: и театралов, и искусствоведов, и музыкантов.
А. Пичугин
— Искусствоедов!
М. Абрамова
— Да, искусствоедов, возможно.
Л. Горская
— И буквоедов!
М. Абрамова
— Всех! Там, где книга является первоисточником. И в этом году она даже объединит ещё и год кино, программа фестиваля, потому что мы будем с вами под открытым небом смотреть лучшие экранизации российской классики.
Л. Горская
— Это как технически?
М. Абрамова
— Технически — это будет выстроен специальный кинотеатр под открытым небом. Там будет всё предусмотрено, не будет бликовать. И вы можете абсолютно бесплатно на Красной площади расположиться на комфортных пуфах, смотреть.
Л. Горская
— Но на всех мест не хватит.
М. Абрамова
— Вы знаете, в прошлом году было около 300 тысяч человек посетителей. В этом году мы планируем точно не меньше...
А. Пичугин
— Я так понимаю, что не в первый раз, мы уже говорили, собственно о том, что в 2015-м прошёл первый фестиваль. А что-то ведь, наверное, было вынесено, какая-то — не хочется сказать про работу над ошибками, но, наверное в этом году всё будет гораздо...
М. Абрамова
— Вы абсолютно правы! Работа над ошибками была серьёзной. Ошибок было определённое количество, потому что первый фестиваль готовили очень спешно. И он назывался «Книги России». В этом году его, во-первых, переименовали в «Красную площадь», потому что Красная площадь — очень хороший бренд, который грех не использовать. Что касается работы над ошибками: прежде всего увеличен детский блок. Давайте я расскажу, вообще, как это выглядит?
А. Пичугин
— Сейчас расскажете!
Л. Горская
— И заодно всё-таки объясните, как все должны уместиться!
М. Абрамова
— Да! Представьте себе большую нашу Красную площадь, поделите её на пять блоков. Вот каждый блок имеет свою тематику: блок художественной литературы, блок нон-фикшн, детский блок, блок библиотеки и блок, который представлен Департаментом культуры Москвы, называется «Москва читающая». Вот каждый такой тематический блок не только имеет большие павильоны, которые там около трёхсот квадратных метров, и в этих павильонах как раз представлена вся лучшая продукция по этой тематике. То есть мы с вами рассматриваем блок нон-фикшн, в этом блоке стоит два павильона, в которых представлена лучшая литература со всей России именно по этой тематике. И рядом стоит ещё полусфера — так называемая «Малая сцена», на которой точно также нон-стопом все дни будет идти программа именно блока нон-фикшн.
А. Пичугин
— Давайте напомним слушателям, что такое нон-фикшн! Мы очень часто в наших программах употребляем этот термин. Это всё, что не художественная литература.
М. Абрамова
— Да, это всё, что не художественная литература. И в этом блоке будет представлена литература, и будет представлена программа: это и дискуссии по политологии, это и история, это даже медицина, это исследователи спорта смогут найти своих интересных спикеров, это в том числе литературоведчес
А. Пичугин
— Обладатель «Большой книги» прошлого года.
М. Абрамова
— Да, абсолютно верно! И Евгений Водолазкин, и Дмитрий Глуховский, Майя Кучерская — просто плеяда... Я могу сказать, что более двухсот авторов за четыре дне представят лично свои книги, дадут автограф-сессии. А всего пройдёт 400 мероприятий. Это и постановки, которые специально сделали под этот фестиваль — мы очень благодарны МХТ имени Чехова. Это и концерты, потому что, например, открывать наш фестиваль будет абсолютно уникальный Вадим Репин с Государственным симфоническим оркестром. Посетит Дмитрий Анатольевич Медведев и много-много разных гостей интересных, в том числе международные гости. Одним словом, каждый тематический блок имеет свою сцену. Отдельно нужно сказать про детский блок.
А. Пичугин
— Вот! При том, что у нас сейчас очень многие хотят хорошей детской литературы. Она у нас в общем издаётся, и даже переиздаются классные советские книжки с классными рисунками, но вот стоят они как-то... А там можно дешевле купить, да?
М. Абрамова
— Да, во-первых, можно купить значительно дешевле. А во-вторых, мы провели работу над ошибками с прошлого года и увидели, что очень многие семьи приходят с колясками или с совсем такими карапузами, которых на брусчатку как-то вот не поставишь. Поэтому в этом году сделали целую детскую улицу, которая, во-первых, имеет большой шатёр, где будет представлена лучшая детская литература.
А. Пичугин
— Как раз возле мавзолея, я смотрю!
Л. Горская
— Издержки!
М. Абрамова
— Ну да, издержки площадки.
Л. Горская
— Может быть, к следующему году и эту работу над ошибками проведут.
М. Абрамова
— Но с другой стороны, это самое удобное место, потому что у них большая площадь, которую можно использовать под интерактивные зоны. Именно поэтому они стоят в этом месте. Повторюсь: большая детская улица на Красной площади, которая вместит в себя большой павильон, где будут продаваться книги, самые лучшие, со всей страны, детские. Также будет выстроена детская сцена, где нон-стопом все дни будут встречаться лучшие авторы детские со своими читателями, где отдельно даст очень интересный почти концерт Михаил Липскеров, где будут постановки по... Мы празднуем 50-летие Крокодила Гены, и это празднование будет широкомасштабным
Л. Горская
— Художественная литература Москвы.
М. Абрамова
— И региональная — вот о чём мы, я думаю, не сказали.
А. Пичугин
— Вот региональная — это очень важно! Мы с вами в прошлой программе — если кто-то из наших слушателей с ней не ознакомлен, не слышал её...
Л. Горская
— ...то, пожалуйста, ознакомьтесь на сайте!
А. Пичугин
— Да, http://radiovera
М. Абрамова
— Достаточно сложно. Да, выживать маленьким издательствам региональным в рынке, наверное, сейчас не так легко. Именно поэтому «Красная площадь» это такая площадка, куда регион может привезти не только своего успешного издателя, но ещё привезти автора, привезти какое-то мероприятие, связанное, с той или иной литературой либо книгами, это и краеведческие книги в том числе. И это очень важно. Если в прошлом году, когда мы первый раз делали фестиваль, повторю, что мы его в очень сжатый период готовили, а приходилось работать с регионами и как-то убеждать их, что надо принять участие, то в этом году очень много заявок было. Мы даже были вынуждены расширить павильон «Регионы России», потому что все не помещались.
А. Пичугин
— А это именно издательства региональные или это региональные авторы в том числе, которые издаются в Москве?
М. Абрамова
— Мы пошли каким путём: если посмотреть на павильон «Регионы России», там представлены не отдельные издательства, а представлены целые регионы — например, Татарстан. И в рамках этого выставочного пространства «Татарстан» там представлены несколько издателей, авторов и так далее. Татарстан привёз свою программу. То есть мы не били на издательства, мы били на регионы. И получается, что всего 71 мероприятие пройдёт в этом именно шатре — шатре «Регионы». И что интересно, что мы увидели по прошлому году — очень много приезжих людей в Москве. И они с особым трепетом и теплом ищут свой регион, смотрят свои книги.
А. Пичугин
— «О, это же в Орле издано! Это же орловский писатель — земляк!»
М. Абрамова
— На самом деле, да. И это было очень трогательно, и это очень востребовано. Я повторюсь: 71 мероприятие. Всего 50 регионов, которые очень активно принимают участие на Красной площади: это и Ханты-Мансийский округ, Ямало-Ненецкий, Дагестан, Ингушетия, Чечня, Крым, Соха, Татарстан, Башкортостан, Чувашия и так далее. И специальный гость — республика Беларусь. И вот скажу ещё раз, что многие регионы привезли свои мероприятия. Это в том числе театральные постановки, которые стали лауреатами каких-то очень известных театральных премий и так далее. Очень качественная программа, это не какие-то народные гулянья, хотя в этом тоже нет ничего плохого, это очень высокий уровень мероприятий.
А. Пичугин
— Напомним, что сегодня у нас в гостях Марина Абрамова — куратор программы книжного фестиваля «Красная площадь», который уже завтра начнётся на главной площади страны. Вот, кстати, по прошлому году, как вы считаете: люди в большей степени приходили на Красную площадь за книгами или просто потому, что это какое-то большое мероприятие в центре Москвы?
М. Абрамова
— Вы знаете, для нас, книжников, это совершенно новая аудитория.
А. Пичугин
— Вот что важно!
М. Абрамова
— Да, абсолютно. Все другие выставки, на которых мы работаем достаточно давно, это и выставка «Московская международная книжная ярмарка», и выставка «Non/fiction» интеллектуальной литературы — там всё-таки аудитория уже такая стопроцентно книжная, которая приходит специально за книгами. «Красная площадь» чем хороша — было очень много случайных гостей. Некоторые гости просто приезжие, которые гуляют по Москве и зашли на Красную площадь, тем более это всё бесплатно. Они проходят просто рамки металлоискателей и оказываются в совершенно другом мире. А ещё, конечно, большой процент посетителей, я думаю, это те, кто посмотрел программу и решил, что может сегодня, завтра и послезавтра бесплатно провести целые выходные на Красной площади. В этом году очень комфортная обстановка: это и достаточное количество кафе и зон отдыха, где можно отдохнуть, посидеть на пуфах, погулять с ребёнком.
А. Пичугин
— Фильм посмотреть.
М. Абрамова
— Посмотреть фильм, да. Причём это будут лучшие подборки. Поучаствовать в дискуссии, взять автограф у своего любимого автора, пойти на шикарный концерт симфонической музыки к главной сцене, и всё это бесплатно. Я думаю, что как раз эта программа, конечно, привлекает достаточное количество посетителей. Но в этом году мы уверены, что придёт уже и публика именно книжная, потому что в том году ещё никто об этом не знал, а в этом уже придут за книжками в том числе.
А. Пичугин
— А зачем? Вот хороший вопрос!
М. Абрамова
— За книжками!
А. Пичугин
— Зачем книжная публика? Зачем делать на неё ставку, потому что люди, которые читают книги, которые покупают книги, они всегда знают, где это можно сделать. Нет, они, конечно, придут, потому что всё-таки 25% скидка — это очень приятно. Но, с другой стороны, если делать ставку на этих людей, но они, правда, они всегда найдут, где приобрести книгу, и не только в Москве. А вот люди, для которых — к сожалению, сейчас таких, наверное, большинство, которые книжные магазины обходят стороной, вот для них, конечно, мне кажется, здесь созданы все условия.
М. Абрамова
— А в этом и была задача: придумать новый формат. Вот у нас есть выставка такая более отраслевая — «Московская международная книжная ярмарка», которая осенью. Есть «Non/fiction», которая всё-таки для своего сегмента читателей, более узкого. А вот такого именно фестиваля... Что такое фестиваль? Это такой праздник, это совсем не отраслевая... хотя у нас есть деловая программа, есть свои мероприятия именно для отрасли. Это в зале ГУМа будет происходить, эта деловая программа. Но всё равно это нацелено на то, чтобы показать, во-первых, вот этот синтез, что книга — это ни в коем случае не скучно, что книга — это может быть очень интересно, и разговоры о книге, они могут быть очень разными; и что книга лежит как первоисточник и в создании лучших театральных постановок; и книга — первоисточник для экранизаций и для кино и так далее. И вот, мне кажется, что какой-то формат уже нащупали, и в этом году вот эти 400 мероприятий докажут ещё раз новой аудитории, что читать — это интересно.
А. Пичугин
— Если говорить серьёзно, то мы всегда считались самой читающей страной — в советское время. Неужели мы настолько, действительно, за эти 20 лет изменились, что для того, чтобы заманить человека на большую книжную ярмарку, ему нужно предложить огромное количество сопутствующих мероприятий?
М. Абрамова
— Наверное, я вопрос поставила бы не так. Конечно, у нас есть проблемы с чтением, мы об этом с вами тоже говорили на нашей прошлой программе. Очень мало читаем, в сравнении особенно с европейцами. И тут вопрос не столько такого тренда, привлечения и агитации, сколько вопрос не выстроенной инфраструктуры. Но мы сейчас не будем касаться этих сложных моментов, вернусь к «Красной площади». Подобные мероприятия, они не то чтобы должны привлекать и изменять ситуацию в России с чтением, нет, ни в коем случае. Просто, чем больше таких мероприятий, тем здоровее себя чувствует книжная отрасль, раз. Мы уже говорили с вами сейчас о регионах. И зачем же приходить читателю на Красную площадь, когда он может найти все книги, знает, где это сделать? А вот не может! 400 издателей в одной точке. Нет ни одной выставки, где вы могли бы на одной площадке найти книги от четырёхсот участников, это абсолютно уникальная история. И для каждого этого участника выезд на «Красную площадь» — я ещё скажу важную вещь — абсолютно бесплатно. Даже маленькое издательство, издающее какие-то штучные книги...
А. Пичугин
— Оно может быть представлено.
М. Абрамова
— Оно может быть представлено. И для него даётся специальное место абсолютно бесплатно.
А. Пичугин
— Но теперь уже поздно — фестиваль открывается завтра. И если нас вдруг сейчас слышит издатель, у которого как раз такая маленькая фирма, ему уже поздно в этом году.
М. Абрамова
— Но добро пожаловать на следующий год! Мы всегда рады, нужно просто зарегистрировать
Л. Горская
— А планируется проведение подобного рода фестивалей где-то кроме Москвы?
М. Абрамова
— Да. На самом деле, они не совсем связаны с фестивалем на Красной площади, просто это как бы отдельная сетка мероприятий.
А. Пичугин
— Фестиваль в тур не поедет!
М. Абрамова
— К сожалению, фестиваль в тур не поедет. А очень хотелось бы, потому что такая Красная площадь есть в каждом большом городе — ну, какая-то своя центральная. И сейчас мы работаем, региональное направление очень активно развиваем. И с некоторыми регионами уже заключили соглашение о сотрудничестве с Российским книжным союзом. Разрабатываем им план развития инфраструктуры чтения, в который, конечно, входит увеличение мероприятий, связанных с книгами, в регионах. Например, недавно я была в Казани в командировке, и мы уже о многом договорились. Конечно, Татарстан — это такой очень активный регион. И так как у них очень активно развивается парковая система, я просто уверена, что мы точно там сделаем какое-то очень хорошее книжное мероприятие в ближайшее время и разовьём сетку магазинов. Регионы слышат. Знаете, что ещё тут важно? Роль личности в истории ещё никто не отменял. Вот где есть активный губернатор либо где есть какой-то активист внутри, кому не безразлична культура, там всё сразу получается. Это не зависит от экономической ситуации региона.
А. Пичугин
— А есть пример, кроме Татарстана? Чтобы вот пионер — всем ребятам пример.
М. Абрамова
— Калуга.
А. Пичугин
— Калуга — вот отлично.
М. Абрамова
— Просто вот хочу похвалить и сказать, что все большие молодцы. Мы разработали несколько креативных проектов, которые разослали по всем регионам, в том числе это мобильная библиотека. Калуга первая схватилась и всё сама сделала, практически. Сейчас там в 72 районах размещены вот эти мобильные библиотеки, где можно по QR-коду скачать бесплатно книги.
А. Пичугин
— Вот ещё раз можно подробнее про мобильную библиотеку?
М. Абрамова
— Есть проект, который мы делаем последний год. Мы запустили его с аэропортом Шереметьево, Пулково, сейчас Сочи должны сделать. Договорились с РЖД: этот проект появится до августа месяца на центральных вокзалах Москвы. В чём суть проекта? Нам дают стены. Мы на эти стены клеим принт с изображением книжной полки. На книгах нанесён QR-код.
А. Пичугин
— На каждой?
М. Абрамова
— На каждой книге.
А. Пичугин
— То есть изображение книги, там: Тургенев, Лесков, Оскар Уайльд.
М. Абрамова
— Да.
А. Пичугин
— И на каждой книжечке просто маленький QR-код наклеен.
М. Абрамова
— Да. И очень легко, в два клика, вы скачиваете книгу себе и можете читать. Что важно? Что в этой полке 300 книг. И из этих трёхсот порядка 40% это не классика, которую вы и так скачаете бесплатно, а это абсолютные бестселлеры, которые уникальным образом вы можете читать бесплатно, потому что мы выкупили права и договорились с издателями и правообладателям
А. Пичугин
— Они меняются, или на протяжении всего времени действия этой программы книги одни и те же?
М. Абрамова
— Они меняются, в зависимости от площадок в том числе. Например, для Пулково и Шереметьево мы делали разные подборки книг.
А. Пичугин
— Нет-нет! К примеру, в Пулково вот у вас книжная полка из трёхсот книжек. Они с течением времени меняются или она всё время будет оставаться одной и той же?
М. Абрамова
— Пока мы с вами не поменяем принт на стене...
А. Пичугин
— Но о том и вопрос: может быть, там один месяц один висит, другой месяц — другой.
М. Абрамова
— Мы так часто, к сожалению, физически не сможем менять. Вот мы сейчас поменяли в Шереметьево новые подборки книг. Прошло, наверное, около полугода.
А. Пичугин
— Там пассажиропоток, понятно, что там люди совершенно разные, и это может долго не устаревать. А в каком-нибудь небольшом населённом пункте, где, положим, будет работать такая программа, там же — перечитал мальчик какой-нибудь маленький все книжки, которые ему были интересны...
М. Абрамова
— Все триста!
Л. Горская
— По-быстрому.
А. Пичугин
— Ну, которые были интересны. А ему хочется чего-то ещё.
М. Абрамова
— Ну, что этот проект даёт: вы не просто скачиваете по QR-коду одну книгу. Вы по QR-коду, в принципе, уходите на площадку, где есть выбор по этому проекту, который меняется.
А. Пичугин
— Ага, вот!
М. Абрамова
— Но для тех людей, кто владеет гаджетами, для них это всё достаточно легко. А кому нужно увидеть и как бы визуализировать, чтобы эта книжка была похожа на книжку — она там похожа, потому что там принт такой классической библиотеки стандартной,— для них мы будем стараться менять как можно чаще эти принты и увеличивать количество книг, которые можно читать бесплатно.
А. Пичугин
— Марина Абрамова — куратор программы книжного фестиваля «Красная площадь», который завтра открывается на главной площади страны, сегодня здесь, на светлом радио, в программе «Светлый вечер». Лиза Горская —
Л. Горская
— Алексей Пичугин.
А. Пичугин
— И через минуту снова здесь.
А. Пичугин
— И вновь мы возвращаемся сюда, в студию светлого ради, где беседуем с Мариной Абрамовой — куратором программы книжного фестиваля «Красная площадь», который завтра на главной площади страны открывается. Здесь, в этой студии, Лиза Горская —
Л. Горская
— Алексей Пичугин с нами.
А. Пичугин
— Да, и вот у меня такой вопрос: детская литература, художественная литература, нон-фикшн, регионы — здорово всё. А поэзия? Отдельно её не думали вынести?
М. Абрамова
— Отдельно поэзию? Хороший вопрос!
А. Пичугин
— Да. Знаете почему вопрос возникает? К нам приходят хорошие поэты, действительно, известные ещё зачастую с 60-х годов, со времён такого литературного андерграунда. И вот говоришь с ними и понимаешь, что у нас поэзия сама по себе ушла в какую-то такую нишу свою собственную...
Л. Горская
— Поэтическую.
А. Пичугин
— Лирическую. Где она себя хорошо или плохо чувствует, но она на поверхности появляется очень редко. У нас уже не модно издавать стихи, если это не классика.
М. Абрамова
— Не то что не модно. Наверное, это коммерчески очень тяжело. Это вот такая какая-то издательская проблема. Но если мы говорим о «Красной площади», я могу вас порадовать, потому что на «Красной площади» стартует Всероссийский конкурс на лучшего поэта. Приедут, не знаю, правда, какое количество людей — по регионам нужно спросить у кураторов этого мероприятия. Прошли уже отборочные туры по регионам, приедут финалисты. Они будут все дни читать свои произведения на Красной площади на разных площадках. В понедельник, в день Пушкина, пройдёт награждение. Таким образом, мы поддержим молодых поэтов со всех регионов России.
Л. Горская
— А кто жюри, кто судьи?
М. Абрамова
— Сам конкурс проводится под руководством Федерального агентства СМИ и печати. К сожалению, я вам сейчас каких-то конкретных фамилий сказать не могу. Просто вот 400 мероприятий — пожалейте, пожалуйста!
Л. Горская
— Жалко, жалко!
М. Абрамова
— Конкретные фамилии жюри этого конкурса не помню. Но вот конкурс точно будет, потому что Владимир Викторович Григорьев при подготовке книжного фестиваля «Красная площадь» как раз этот вопрос поднял. И стали думать, что делать, что придумать, какой формат. Этот конкурс будет не единичным, не специально для фестиваля, этот конкурс будет действовать на протяжении всего года и дальше, в 17-м году, как отдельный проект поиска и популяризации молодых поэтов России.
А. Пичугин
— У нас за последние годы как-то, кроме Бродского, поэтов нет.
Л. Горская
— Ну что ты такое говоришь?
А. Пичугин
— Я серьёзно говорю. Я очень люблю Бродского.
М. Абрамова
— Но у нас на главной сцене целая постановка с Верой Полозковой. Вот где будут...
Л. Горская
— (Неразб.) кроме неё. Вот это уж точно!
А. Пичугин
— Почему? Это уже дело вкуса, Лизавета!
Л. Горская
— Я просто поддерживаю твою реплику про Бродского! А очень хочется поговорить подробнее о библиотечном блоке, что там будет. Был ли он в прошлом году? Может, там тоже какое-то развитие произошло?
М. Абрамова
— Да, библиотечный блок был, он был представлен немного иначе. В этом году у нас библиотека совмещена с электронной книгой. Этим, наверное, всё сказано. В блоке библиотеки мы будем говорить и представлять проекты самые успешные московских библиотек, какие-то новые форматы — это электронные книги, это электронная выдача и так далее. То есть то, что сейчас позволяет библиотекам развиваться в новом таком интернет-формате
А. Пичугин
— Что с букинистами?
М. Абрамова
— Да, обязательно! Мы очень благодарим ГУМ, потому что они помогают очень сильно в организации мероприятий — предоставили свои площади. Первая линия ГУМа будет отдана как раз антикварной книге и букинистам, достаточно большие площади. В принципе, мы удовлетворили, наверное, желания всех, кто захотел принять участие: выстроятся специальные ряды, где они смогут представлять свою продукцию. Поэтому будут обязательно, приходите — первая линия ГУМа!
А. Пичугин
— Раньше-то как было просто — поехал на Земляной вал, помнится, в букинистический магазин, который уже сколько лет закрыт. Да и вообще, букинистических магазинов в Москве было навалом, а теперь почему-то букинисты перешли в раздел хорошего, дорогого антиквариата, со всеми вытекающими. Кто будет представлять? Это сами букинисты, букинистические магазины?
М. Абрамова
— Сами букинисты.
А. Пичугин
— То есть это какие-то частные люди?
М. Абрамова
— В том числе. Мы не делали какую-то выборку между формой организации — это должны быть обязательно магазин либо издатель, либо частное лицо. Отбирали просто по... Вернее, не отбирали, мы, в принципе, учли пожелания всех и смогли поместить всех желающих. Все знают друг друга очень хорошо в этом рынке. И знают, кто как занимается, насколько человек компетентен в том или ином вопросе. Поэтому будут и магазины букинистические, и будут отдельно какие-то личности, кто занимается этим, для кого это является делом жизни либо интересом. Приходите погулять — найдёте то, что вам интересно!
А. Пичугин
— Давайте ещё про театральные постановки и кино поговорим. Театральные постановки — вы говорите, что совместно с МХТ всё проводится?
М. Абрамова
— На самом деле, не только. Это около 30 мероприятий, в которых участвуют театральные коллективы Москвы. Это и Большой театр, это МХТ имени Чехова, это и Центр Мейерхольда, это и театр РАМТ, это и концерты отдельные и перформансы. Надо сказать, что, например, мы обратились к владыке Тихону (Шевкунову), потому что книга «Несвятые святые», конечно, стала абсолютным бестселлером. И была сделана уникальная постановка по этой книге, и она будет представлена на главной сцене «Красной площади». Её специально там немного дорабатывали под формат сцены. И ещё важно сказать, что Издательство Русской Православной Церкви будет представлено в блоке нон-фикшн. И лучшую литературу — я точно знаю, что даже серии большие книг привезут в полном составе, поэтому будет из чего выбрать точно.
А. Пичугин
— «Несвятые святые» — бестселлер, но уже всё-таки изданный несколько лет назад. Неужели до сих пор он настолько востребован, что под него прям целая отдельная программа практически?
М. Абрамова
— Не программа, а постановка! Сама по себе постановка, она настолько качественная, и есть свой зритель. А я думаю, что в рамках «Красной площади» она сейчас зазвучит по-другому. И обойти такой контент было невозможно. Тем более мы говорим о том, что все мероприятия, которые будут проходить, они так или иначе связаны с книгой — книга является первоисточником. И как раз для этой постановки книга «Несвятые святые» является первоисточником, это для нас было важно.
А. Пичугин
— А кинопостановки? Я правильно понимаю, что на протяжении всех трёх дней, практически в режиме нон-стоп будут крутиться фильмы возле Исторического музея. Судя по схеме-картинке, которая вот у меня перед глазами, возле Исторического музея будет стоять сцена с экраном, где в течении трёх дней будут показаны разные совершенно фильмы.
М. Абрамова
— Да, абсолютно верно! Мы можем назвать это место «Кинолекторием», где отобраны Департаментом культуры Москвы экранизации. И между фильмами будут ещё дискуссии, в которых будут принимать участие и критики кино, и литературные критики, и актёры. Так что, такой интересный микс. И Год литературы передал эстафетную палочку Году кино. Поэтому тема Года кино, она как бы сквозная, и она, в принципе, проходит по многим площадкам. Например, Сергей Лукьяненко с Тимуром Бекмамбетовым поговорят об экранизациях на главной сцене. И это будет очень красочно, потому что будет сопровождаться визуальным рядом и так далее. Много всего!
А. Пичугин
— Да, и напомним, что всё начинается завтра, на Красной площади. Соответственно, там не только современное, там и классика тоже — экранизация Бондарчука повести «Степь» Чехова. Вот что-нибудь такое.
М. Абрамова
— Да, конечно, будет не только современная экранизация — и делали акцент всё-таки на русских экранизациях, поэтому можно выбрать. Ещё раз повторюсь: сайт https://godliter
А. Пичугин
— Кстати, что тоже ценно!
М. Абрамова
— Да, что тоже ценно. Поэтому программа, как мне кажется, очень получилась ёмкая и разнообразная. В блоке нон-фикшн мы с вами можем поговорить о спорте с чемпионами олимпийскими; тут же на главной сцене послушать Евтушенко; перейти в зону экранизации, повалятся на пуфах, посмотреть какое-нибудь классическое очень интересное кино, а в это время ваш ребёнок будет под присмотром играть на детской площадке в детском блоке или слушать детского автора. Мне кажется, что можно провести целый день на фестивале и не устать.
Л. Горская
— Кстати, во сколько он открывается, во сколько закрывается мероприятие?
М. Абрамова
— Открывается в 10 утра. Закрывается сейчас до 10 часов вечера, но, возможно, в какие-то дни, в связи с приходом важных гостей, могут...
Л. Горская
— Всё перекрывать или наоборот подольше?
М. Абрамова
— Нет-нет, время открытия и закрытия может чуть варьироваться.
Л. Горская
— Расписание всех мероприятий, я так понимаю, на сайте будет.
М. Абрамова
— Да, на сайте. И очень удобно смотреть расписание, потому что можно отфильтровать день, время, интерес, площадку. Постарались сделать его интерактивным, чтобы можно было как можно легче подобрать то, что интересует именно вас.
Л. Горская
— А давайте всё-таки подробнее поговорим про то, что вы назвали работой над ошибками, точнее, Алексей назвал.
А. Пичугин
— Ну прям сейчас всё — мне будет стыдно. Да?
Л. Горская
— А я бы это назвала, как в книжном деле принято: «Издание доработанное и дополненное». Вот что доработано, по сравнению с прошлым годом, помимо того, что вы говорили, что в детском блоке теперь гораздо удобнее, и не надо по брусчатке с коляской и с ребёнком в зубах прорываться. Что ещё?
М. Абрамова
— Увеличен блок регионов. Он был, как оказалось, небольшим. А в этом году мы расширили его, и расширили программу региональную. Мы очень благодарны коллегам-журнали
А. Пичугин
— А нам приятно!
М. Абрамова
— Ещё вот что нужно отметить, что важно: мы надеемся, что будет хорошая погода. Но если вдруг дождь...
А. Пичугин
— А вы не договорились с тем, кто там рядом у вас, через стенку?
М. Абрамова
— Чтобы совсем наверх позвонить?
А. Пичугин
— Да. Там можно крикнуть, попросить — разгонят тучи. Нет?
М. Абрамова
— Думаю, что, к сожалению, вот влиять так пока не научились.
Л. Горская
— И в бюджет не входит, наверное?
М. Абрамова
— Да, в бюджет не входит. Про бюджет — отдельная тема программы. Вернусь. Если вдруг идёт дождь, я вас уверяю, что это не помешает вам провести хорошие выходные на Красной площади. Почему? Потому что большие павильоны, где представлена продукция, они закрыты от дождя, они имеют крышу. И вы можете спокойно выбирать, покупать книги, переходя из одного павильона в другой, и не бояться дождя. На самом деле, очень большая техническая работа проведена, потому что, например, перепад брусчатки на Красной площади — это почти два метра. Представляете? То есть даже для того, чтобы выстроить конструкции, нужно было учитывать очень много технических деталей. И, конечно, согласование со всеми специальными службами безопасности и так далее... поэтому крыша точно от дождя не проломится. Ещё раз повторю, что если дождь — приходите, не бойтесь, потому что площадки защищены, а площадки с мероприятиями, о которых я говорила — тематические малые сцены, они тоже под крышей. Вы можете спокойно сидеть, наслаждаться общением с писателем, не бояться дождя и непогоды. Только если вдруг дождь, а вы оказались зрителем главной сцены, вам придётся, наверное, в другую площадку уйти, переждать...
А. Пичугин
— Да просто не забудьте зонтик!
Л. Горская
— Да, я хотела сказать, что вообще следите за прогнозом погоды и не забудьте зонтик, если что. Тем более практика показывает, если взять с собой зонтик, то дождя точно не будет.
М. Абрамова
— А если что, то мы и выдадим специально около сцены. Мы подготовились!
А. Пичугин
— И мы возвращаемся в студию, где мы сегодня беседуем с куратором программ книжного фестиваля «Красная площадь» Мариной Абрамовой и продолжаем этот разговор.
М. Абрамова
— Уважаемые слушатели, хочу акцентировать внимание. Мы несколько раз говорили о том, что актуальная программа мероприятий находится на официальном сайте https://godliter
Л. Горская
— Ресурсы-подделки
А. Пичугин
— Вот я уже натолкнулся на один.
М. Абрамова
— Не знаю. С одной стороны, это делает честь прошедшему Году литературы. Много людей, наверное, сейчас хотели бы приобщится к этому. Но вот официальный ресурс один, под руководством «Российской газеты» и Федерального агентства СМИ и печати. Будьте внимательны и читайте официальную информацию.
А. Пичугин
— Кстати, да, сравниваю два сайта: поддельный и настоящий. Настоящий такой интерактивный, хорошо сделанный, здесь огромное количество разной информации, в том числе и программа книжного фестиваля, который завтра открывается на Красной площади, про который мы и говорим. Давайте в последней части нашей программы ещё раз напомним, что много разделов, это помимо различных интерактивных мероприятий, разных сцен, площадок, встреч писателей с читателями. Тематические разделы — это нон-фикшн, художественная литература, российские регионы представлены и детская литература. Всё верно?
М. Абрамова
— Да. И книжный фестиваль это не только развалы, как привыкли думать, книг, это очень интересная, качественная программа лучших театральных коллективов Москвы в том числе, это и симфоническая музыка, это и кинопоказы, лучшие экранизации, это встречи — больше двухсот авторов представят свои литературные произведения лично. Всего пройдёт 400 мероприятий. Приходите, пожалуйста! Уверена точно, что вы найдёте то, что вам интересно, найдёте свою книгу.
А. Пичугин
— Конечно, очень бы хотелось, чтобы подобные фестивали проходили в регионах. Понятно, что мы сейчас уже говорили, и уже не в первый раз, и про библиотеки интерактивные, и про то, что всё зависит от региона, от губернатора. Но всё-таки, прям у меня воображение даже рисует, как на площади пускай даже большого города, пускай даже регионального центра вот что-то такое. Но ведь, наверное, можно это сделать?
М. Абрамова
— Мы делали своими силами — силами Российского книжного союза — в Брянске. Будем делать книжный фестиваль и книжный форум в Ростове, мы там объединим несколько мероприятий. Работаем над этим! Если говорить о работе Российского книжного союза, который объединил в себе самый крупный и активный издательский бизнес... Почему говорю, что своими силами — потому что, с одной стороны, хорошо, когда инициируют какие-то официальные органы и так далее, но лучше, когда это идёт снизу, когда сам издатель и сам читатель скреативили, придумали какой-то интересный формат и потом предложили.
А. Пичугин
— Главное, чтобы ещё были и читатели! Чтобы вот этот книжный интерес не формировался исключительно вокруг районных библиотек в городах. В крупных, наверное, всё-таки происходит своя литературная жизнь. А в у нас, вообще, обычные библиотеки, куда могут прийти любые читатели, в том числе пенсионеры, которые не пользуются гаджетами для скачивания по QR-коду книжки, они как-то получают поддержку, продолжают развиваться или идёт постепенный процесс их отмирания?
М. Абрамова
— На самом деле, их же десятки тысяч таких библиотек. И мы с вами, конечно, можем фиксировать то, что проблема есть финансирования и проблема укомплектации библиотек. Потому что библиотека вроде есть, но вопрос же не в том, есть ли это помещение, вопрос в том, насколько оно укомплектовано внутри и какой фонд в ней есть. И вот как раз в последнее время мы можем фиксировать размытие ядра вот этого библиотечного, то есть нет того количества наименований, которое обязательно должно быть в любой библиотеке, и это проблема. Библиотеки закрываются по всей стране — это тоже факт. Но вернусь к своей фразе, что роль личности в истории никто не отменял. У нас с вами есть прецеденты очень хорошо развивающихся, качественных региональных библиотек. Там, где есть человек, там, где есть креативная мысль, где есть поддержка муниципалитета на месте — там всё происходит. Именно в такие библиотеки мы привозим своих авторов, именно с такими библиотеками мы выстраиваем отношения и развиваем какие-то креативные проекты. А есть библиотеки, которым ничего не нужно, они вот как бы в каком-то своём соку потихоньку живут. Насколько это эффективно? Наверное, не очень.
А. Пичугин
— Главное, что живут ещё. Помню, что я как-то этой зимой попал в небольшое село, где уже ничего нет — ни фельдшерского-ак
М. Абрамова
— Но библиотеки ещё выполняют такую функцию: это не совсем библиотека для России, это дискуссионный клуб, это какой-то клуб для времяпрепровожде
А. Пичугин
— И правда, я тут в Некрасовской библиотеке на Бауманской в Москве побывал недавно. У-у, это, действительно, прям культурный центр.
М. Абрамова
— Вот!
А. Пичугин
— Но опять же — это Центральный административный округ города Москвы.
М. Абрамова
— Но я сказала, что есть прецеденты и в регионах.
А. Пичугин
— Но вот именно, чтобы это было такое средоточие культурной жизни, чтобы там и интерактивные проходили мероприятия, и какие-то более-менее технически скоординированны
Л. Горская
— Может быть, пример удачный из регионов привести, раз они есть? Пока их не закрыли.
А. Пичугин
— Вот Марина говорила про Калугу, про Татарстан.
М. Абрамова
— Да.
А. Пичугин
— Но Татарстан, опять же, всё-таки это республика, там немножко на другом уровне всё это проходит.
М. Абрамова
— Например, сейчас мы ведём переговоры с Наталией Фишман — советником президента Татарстана о создании большой такой точки, это даже не книжный магазин и не библиотека, это Республиканский центр в Казани, книжный Республиканский центр, который в себя должен включить всё. Если вот с такими разработанными проектами приходить в регион, то наверняка на них будет отклик. Надо ещё сказать, что в рамках государственного частного партнёрства, которое совсем недавно запустилось это направление, поработать с учреждениями культуры — это очень интересно. Да, наверное, гораздо интереснее работать с детскими садиками, да, это как-то более привычно. А вот почему не поработать с библиотеками? Поэтому сейчас мы в рамках Российского книжного союза разработали программу с Торгово-промышле
А. Пичугин
— Но пока мы собираемся их приобретать! В завершение нашего эфира скажу ещё раз, что завтра на Красной площади начинается масштабное мероприятие книжное, называется этот книжный фестиваль «Красная площадь». И сегодня о нём мы говорили с Мариной Абрамовой — куратором программ этого фестиваля. Приходите! Здесь и нон-фикшн, и художественная литература, и детская, и литература из регионов, а также театральные представления, зоны отдыха, кафе, кино.
М. Абрамова
— Вход бесплатный!
А. Пичугин
— Бесплатный вход, встречи с писателями, да и с читателями тоже писателей. Спасибо вам большое! Действительно, надеемся, что это мероприятие, очень важное и нужное, которое второй год проходит в Москве, станет просто хорошей многолетней традицией. Спасибо.
М. Абрамова
— Спасибо!
А. Пичугин
— Лиза Горская —
Л. Горская
— Алексей Пичугин.
А. Пичугин
— Всего доброго и будьте здоровы!
Чувство полёта в картине Константина Юона «Купола и ласточки»
Константин Юон очень любил Сергиев Посад и часто изображал его в своих работах.
Картину «Купола и ласточки» он написал в 1921 году, когда Православие было объявлено вне закона. Пейзаж напоминает нам, что только с Богом наша жизнь имеет смысл.
— Картина «Купола и ласточки» Константина Юона дарит ощущение полёта. Кажется, что потолок Третьяковской галереи сейчас распахнётся, и ты взмоешь туда, где только птицы купаются в синем небе. Правда, Маргарита Константиновна?
— Да, Наташа, похоже. Такого эффекта художник добился за счёт оригинального ракурса. Мы видим церковные купола так близко, как будто парим вокруг них вместе с ласточками. И зелёные крыши домов остались далеко внизу.
— Интересно, как художнику удалось написать храм с такого труднодоступного ракурса?
— Он работал на колокольне Троице-Сергиевой лавры. Это вид на Успенский собор, расположенный в нескольких метрах. С этой точки Юон писал один единственный раз. «Купола и ласточки» выбиваются из ряда его картин, посвящённых Сергиеву Посаду.
— Юон часто изображал этот город в своих работах?
— На протяжении всей своей жизни. Художник очень любил Сергиев Посад, называл его сказочно прекрасным. В своем дневнике рассказывал, как был потрясён, когда приехал туда в первый раз. Панорама, которая открылась перед художником, оказалась такой выразительной, что в большинстве своих работ он изображал город со стороны вокзала. Воссоздавал своё первое впечатление, хотел показать, каким Посад открывается путешественнику.
— Один и тот же вид рисовал?
— На всех работах Константина Юона, посвящённых Сергиеву Посаду, узнаваем самобытный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Но при этом каждая картина уникальна. Живописец стремился остановить мгновение в его неповторимости. Он рисовал людей на улицах, показывал стремительно текущую жизнь с её хлопотами и одновременно — растворённые в этом потоке приметы вечности.
— Приметы вечности?
— Всё то, что напоминает человеку о Боге — небо, солнечный свет, церкви, увенчанные золотыми крестами.
— Картина «Купола и ласточки» вся состоит из таких примет. На ней нет людей, только небо, церковные маковки и птицы.
— И это неспроста. «Купола и ласточки» Константин Юон написал в 1921 году, вскоре после того, как в Троице-Сергиевой лавре прекратились богослужения. Православие было объявлено вне закона. И художник в своей картине дал понять, что не согласен с этим.
— Поясните, пожалуйста, Маргарита Константиновна, как он это дал понять?
— Посмотри, Наташа. Полотно поделено на две части по горизонтали: внизу — город, над ним — чистый голубой небосвод. А на переднем плане — церковные купола. Четыре ослепительно белых, со звёздами, и центральный, сияющий золотом. Они стоят на крепких барабанах и тянутся ввысь ажурными тонкими крестами. Словно соединяют воедино два измерения: землю и небо, короткое человеческое бытие и пространство Бога. Так художник показал, что только с верой, только в Церкви жизнь обретает смысл.
— Хотела бы я побывать в Троице-Сергиевой лавре, подняться на колокольню, посмотреть, что изменилось с тех пор, как Юон написал свою картину.
— Кое-что изменилось. Купола Успенского собора, например, теперь не белые, а синие — они поменяли цвет во время очередной реставрации в середине двадцатого века. Но главное осталось неизменным. Старинный монастырь по-прежнему даёт возможность подняться над суетой. Дарит душе чувство полёта, которое образно показал Константин Юон в своей картине «Купола и ласточки», одном из ярких шедевров Третьяковской галереи.
Мощь веры во Христа в красках Василия Сурикова
С Богом мы всегда побеждаем, что бы ни случилось!
Художнику Василию Сурикову в своей картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста» удалось показать силу и мощь веры во Христа.
— Добрый день! Покажите, пожалуйста, поближе репродукцию картины Василия Сурикова. Это типографская работа?
— Печать на холсте. Но в нашем салоне художник может выполнить копию маслом. Работу, которую вы попросили показать, часто заказывают, хотя она сложная по сюжету. Я даже её название никак запомнить не могу, столько в нём незнакомых имён.
— Да, название непростое. Полностью оно звучит так: «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». В этих словах кратко описано событие из библейской книги Деяний святых апостолов.
— А что это за событие? Хотелось бы узнать о нём подробнее.
— Пожалуйста, я могу рассказать. Главный герой картины Василия Сурикова — апостол Павел, находится под арестом по обвинению иудеев. Вот он, справа, в сером хитоне из грубой ткани, что-то говорит судьям, протянув руку вперед.
— А в чём его обвиняли?
— Иудеи считали, что проповеди апостола настраивают еврейский народ против его религиозного закона. Они поклялись убить Павла и непременно сделали бы это. Но он был гражданином Рима, и судить его мог только представитель римского императора в Иудее. Эту миссию выполнял упомянутый в названии картины проконсул Фест. Он держал Павла под стражей. Заключение не только лишало апостола свободы, но и спасало от мести иудеев.
— А где на картине проконсул Фест?
— В центре полотна, лицом к зрителю, в красно-белых одеждах, с золотой цепью на шее — символом римской власти.
— Как настороженно прислушивается Фест к словам Павла.
— Фест был язычником. Всё, что говорил апостол, звучало для него более чем странно. По речам Павла проконсул понимал, что перед ним человек умный и образованный, но не мог принять его слова о Воскресении Христа. Наверное, именно с таким выражением лица, как на картине Василия Сурикова, Фест сказал проповеднику: «Безумствуешь ты, Павел! Большая учёность доводит тебя до безумия!».
— А кто на полотне изображён на троне, с золотой диадемой на голове?
— Иудейский царь Агриппа. Он правил вместе со своей сестрой Вереникой, которую мы видим сидящей по левую руку от Феста.
— Красавица Вереника явно скучает. Видимо, ей не интересны богословские споры. А вот Агриппа настолько внимательно слушает Павла, что весь подался вперед.
— Агриппа воспринял разговор с апостолом, как словесный поединок. Фест пригласил царя на суд как эксперта. Сам проконсул считал христианство разновидностью иудейской веры, в которой тоже не разбирался. А еврейский монарх был знатоком библейских книг. И Василий Суриков показал, что в первую очередь к Агриппе Павел обращает свою речь. Фигуры иудейского монарха и христианского апостола — ключевые на этой картине.
— И как протекал их спор?
— Павел говорил настолько последовательно, убедительно и логично, что царю нечего было возразить. Он мог опровергать слова подсудимого, но не пророков, которых тот цитировал. А древние праведники свидетельствовали о Спасителе мира, которому надлежит быть Распятым и Воскреснуть. В ответ на пламенную проповедь апостола Агриппа лишь обронил иронично: «Ещё немного, и ты убедишь меня стать христианином»
— То есть, победа была за Павлом?
— Победил Спаситель, и не в споре, а в противостоянии злу. А Павел причастен к Его Победе, и тем силён. Василий Суриков сумел показать эту мощь в картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». Босой, в простой одежде, стоит христианин перед судьями. Но несомненная вера во Христа читается в его взгляде и жестах и преображает облик в образ победителя.
— Потрясающая картина! Я столько раз держала в руках её копию, а так бы хотелось увидеть оригинал!
— Думаю, это не составит особого труда! Полотно Василия Сурикова хранится в Третьяковской галерее.
Когда за дело берётся Господь. Яна Юревич
Часто бывает так: делает что-то человек, усердно делает, из сил выбивается, а результата нет. И требуется какой-то нечеловеческий рывок. Тогда за дело берётся Господь.
Несколько лет назад, в один из выходных дней февраля решили мы семьей куда-нибудь съездить. Жили мы тогда в Подмосковье и была у нас пара любимых мест. Одно из них мы коротко называли «Кладбище». В том месте и правда было кладбище, на его территории стоял красивый старинный храм, всё это располагалось на холме. Если же объехать кладбище и встать за ним, то с этого холма открывался восхитительный вид.
И мы решили провести вечер, любуясь этим видом. По дороге купили пиццу. Доехали до места, съели пиццу, пообщались, собрались ехать домой. А так как мы свернули с нашей дороги в сторону, нужно было развернуться. Сделать это можно было немного съехав с наезженного покрытия, ведущего вниз с холма. Летом в этом не было бы совершенно никакой проблемы. Но вот зимой... Дорога, ведущая вниз была покрыта даже не снегом. Она была покрыта практически голым льдом. И машина, под собственным весом, начала сползать вниз. Колеса прокручивались, им просто не за что было зацепиться. Машина спускалась все ниже и ниже. А внизу — тупик и все заметено снегом. От меня помощи никакой — я на пятом месяце беременности младшим сыном, старшему сыну — полтора года, тоже ничем не поможет, хорошо еще, что просто спал в машине, не плакал. Вокруг были дома, на холме и вокруг него располагалась небольшая деревенька, но все равно было безлюдно. Тем временем начало темнеть. Ситуация складывалась с одной стороны комичная, но с другой — довольно тревожная.
Вдруг внизу откуда-то появились люди. Увидели нас, начали помогать, толкать нашу машину наверх, подкладывать какие-то ветки под колеса, но ничего не помогало — машина была слишком тяжелой и продолжала спускаться все ниже и ниже.
Чуть погодя ровно на то место, где мы стояли вначале, приехал большой джип. Водитель джипа так же увидел нас, предложил прицепить трос к его машине и попробовать вытянуть нашу наверх. Так и сделали, но мощности джипа не хватило, и он сам чуть не присоединился к нам на ледяном склоне. Хорошо еще, водитель джипа вовремя заметил, что еще немного и тоже поползет по льду вниз, и остановился.
Что делать? Только молиться. Так и поступили. В той ситуации мы уже испробовали все. Наших сил явно не хватало. О чем мы и сказали Богу в молитве. И что же?
Буквально через несколько минут, неизвестно откуда приехал трактор. И совершил тот самый рывок, который был необходим, в два счета вытянув нашу тяжеленную машину наверх. Водитель трактора принял нашу благодарность, при этом отказавшись от оплаты своей помощи. Как внезапно появился, так внезапно и уехал. А мы стояли рядом с машиной на вершине холма, с которого началось наше «ледяное» приключение, и благодарили Бога за Его любовь и заботу о нас. Произошло то, что на первый взгляд выглядит совпадением, случайностью. Но у Бога случайностей не бывает.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение