В 1161 году в Киеве сел княжить Ростислав Мстиславович.
Улаживая усобицы в княжеской среде, Ростиславу пришлось немало обращать внимания и на Половцев. В начале его великого княжения они понесли поражение от Волынских князей и Галичан. В 1162 году Черные Клобуки, сперва сильно потерпевшие от них, побили их затем на берегах реки Росси. Кроме того, они были еще несколько разбиты нашими князьями,но все-таки в 1163 году Ростислав, чтобы умириться с ними, счел нужным женить сына своего Юрия на дочери хана Белука.
Половцы были опасны не одними своими опустошениями: они также сильно портили Киевскую торговлю с Греками, заседая в Днепровских порогах и грабя гречников, то есть купцов, производящих торговлю с Грецией. А эта торговля была настолько важна для Руси, и опасность от Половцев была так велика, что в 1166 году Ростислав приказал собраться со своими полками трем сыновьям, племянникам и соседям, и тринадцать князей, с самим Ростиславом во главе, стояли у Канева до того времени, пока не прошли все суда.
Немало забот причинял Ростиславу и Господин Великий Новгород. В городе этом сидел с 1158 года сын Ростислава — Святослав. Как мы знаем, Земли Новгородские соприкасались с Суздальскими владениями и поэтому между соседями возникали постоянные недоразумения; суздальский князь Андрей Боголюбский относился к этим недоразумениям с большим миролюбием. Но когда Изяслав Давидович обратился к нему за помощью против Ростислава, то Андрей послал сказать Новгородцам: «будь вам ведомо, хочу искать Новгорода и добром и лихом».
Услыша это грозное слово, Новгородцы испугались. Буйная Новгородская толпа, уже привыкшая к бесчинствам, схватила князя Святослава и заперла в избе. Княгиню же Святослава послали в монастырь, а именье разграбили. Затем Новгородцы отправили Святослава в Ладогу, где приставили к нему крепкую стражу.
Узнав об этом, отец его, Ростислав, бывший в Киеве, сильно разгневался и приказал всех находившихся там Новгородцев перехватать и посадить в подземелье. Когда же утром ему доложили, что там за ночь умерло четырнадцать человек, то Ростислав сильно затужил и велел всех немедленно выпустить.
Вскоре затем Святослав Ростиславович бежал из Ладоги и прибыл в Смоленск, а Ростислав урядился с Андреем Боголюбским, причем они порешили, чтобы Новгород достался опять Святославу же
Скоро Святославу Ростиславовичу удалось одержать блистательную победу над Шведами. У Шведов в это время прекратились на время внутренние усобицы, почему они приобрели возможность к наступательным действиям против соседей и пришли под Ладогу. Ладожане пожгли свои хоромы, затворились в кремле и послали за помощью в Новгород. Шведы хотели их взять приступом, но были отбиты с большим уроном, а на пятый день пришел Святослав с посадником Захаром и Новгородцами, ударил на Шведов и разбил их. Из 53 судов они потеряли 43.
Однако отношения Святослава к Новгородцам были не особенно дружественными. Поэтому в 1168 году Ростислав решил самолично поехать в Новгород, чтобы и там уладить все дела и водворить прочный мир и любовь. Отправляясь в этот далекий путь, он прежде всего заехал к своему зятю Олегу Святославовичу Северскому, а потом держал путь на Смоленск. Смольняне устроили престарелому Ростиславу очень трогательную встречу: их лучшие люди начали встречать его еще за 300 верст от города.
Побывать в Новгороде Ростиславу, однако, не довелось. Болезнь задержала его в Великих Луках, где он имел свидание с сыном Святославом и лучшими Новгородскими мужами. Урядив с ними все дела и получив богатыре дары, он вернулся совершенно больным в Смоленск, где сестра Рогнеда уговаривала его остаться и лечь после смерти в построенной им церкви во имя святых Петра и Павла. Но Ростислав непременно хотел лечь в Киеве, рядом с отцом, святым Мстиславом, в церкви святого Фёдора, а если выздоровеет, то принять пострижение в Печерском монастыре.
Мысль о пострижении давно запала в его душу. Любя Печерского игумена Поликарпа, Ростислав каждую субботу и воскресенье Великого поста приглашал его обедать с двенадцатью братьями в свой терем. Смерть Святослава Ольговича, случившаяся в 1164 году, сильно на него повлияла, и он решил тогда же постричься. Но Поликарп не допустил его до этого, говоря: «Вам Бог так велел быть; правду блюсти на этом свете, суд судить праведный и стоять в крестном целовании».
Ростиславу не пришлось доехать до Киева. Он должен был остановиться в селе Зарубе, недалеко от Смоленска. Здесь, 14 марта 1168 года, застигнула его смерть. Он умер в полной памяти, в присутствии священника, и сам прочел себе отходную, смотря на образ Спасителя и отирая платком слезы.
Благодаря истинно-христианским качествам своей души, Ростиславу удалось перед смертью водворить мир между всеми Русскими князьями, то есть достигнуть того, чего не достигал ни один из великих князей после Мономаха, хотя многие из них были значительно выше Ростислава по своим умственным способностям. Согласно своего желания, он был похоронен рядом с отцом в Киевском Фёдоровском монастыре. Православная церковь дала ему наименование Блаженного.
29 марта. О пророчествах о Христе
В 7-й главе Книги пророка Исайи есть слова: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».
О пророчествах о Христе, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
29 марта. О духовном смысле Соборования
Сегодня 29 марта. Великий пост. В храмах Великим постом проводится Таинство Соборования.
О его духовном смысле, — священник Алексий Дудин.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница