В России Масленицей называется неделя перед наступлением Великого поста. Само название "масленица" возникло благодаря тому, что в течение этой недели мясо по церковному уставу уже изымается из рациона, но еще можно есть различные молочные продукты, сливочное масло в том числе. Отсюда и масленица. На масленицу в России принято устраивать веселые гуляния, люди получают возможность вдоволь повеселиться перед наступлением Великого поста - времени для особого воздержания и духовного подвига.
Итак, в России масленица длится одну неделю. А вот в православной Грузии ее принято отмечать ДВЕ недели. Первая часть грузинской масленицы, ее первая неделя называется “Кеенобой”, вторая – “Берикаобой”. О “Берикаобе” мы с вами в одной из программ уже говорили. Наступило время для рассказа о “Кеенобе”.
Кееноба - та часть подготовки грузин к Великому посту, когда еще можно есть мясо. Вот почему в течение Кеенобы буквально надо всей Грузией стоит притягательнейший аромат шашлыка. Впрочем, им одним дело не ограничивается. Православные грузины в течение Кеенобы проявляют чудеса кулинарии и готовят самые разнообразные мясные блюда. Безусловно, не только для того, чтобы отведать самим, но и чтобы угостить родственников и друзей. Ведь кееноба – это еще и время для хождения в гости.
Но не только в шашлыке особенность Кеенобы. Название “кееноба” происходит от слова “кеен”, то есть “царь”. В древние времена кееноба являлась временем поддержания патриотического духа грузин. В ходе Кеенобы в грузинских городах и селах разыгрывались театральные представления. В город якобы врывались иноземные захватчики во главе со своим царем – “кееном” и захватывали в городе власть.
Красочно одетые актеры закрывали свои лица масками упомянутого уже царя, кеена, его супруги, визиря, а также воинов, напоминавших янычар. Театральное нашествие напоминало грузинам о реальных нападениях, которые совершали турки и персы на их страну. В ходе Кеенобы шуточные захватчики также игровым образом свергались и после такой победы начинались массовые гуляния.
При помощи Кеенобы грузины укрепляли свой дух, напоминали себе об обязанности защищать свою православную культуру. В советские годы традиция Кеенобы в Грузии была запрещена. В связи с ее православно-патриотическими корнями. В наши дни кееноба в Грузии возрождается. И пусть многие грузины воспринимают ее просто как народную традицию. Будем надеяться, что в скором времени кееноба вновь займет в грузинской культуре место особой подготовительной недели перед Великим постом.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о кеенобе - первой части грузинской масленицы.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница