Четыреста с лишним лет пребывал израильский народ в египетском плену, прежде чем в тринадцатом веке до Рождества Христова пророк Моисей получил от Бога призвание вызволить соплеменников из тяжелой неволи. Выполнить эту миссию оказалось непросто. Раз за разом ветхозаветный праведник ходатайствовал перед фараоном о свободе для евреев, но надменный правитель оставался глух к этим просьбам.
Чтобы вразумить египетского монарха, на Египет одно за другим обрушивались бедствия. Библейская книга Исход рассказывает, что вначале все источники в стране превратились в кровь. Затем жабы заполонили не только улицы, но и дома египтян. Вслед за нашествием земноводных на людей ополчились насекомые – от обилия мошек в воздухе трудно было дышать, а мухи, которых за особую ярость называли пёсьими, нещадно жалили и старых и малых.
Фараон и после этого отказался отпустить пленников, и жители Египта с ужасом ожидали – какая еще кара постигнет их? Пятая и шестая казни не заставили себя ждать. Это были эпидемии неизлечимых болезней. Первая, эпидемия моровой язвы, коснулась только животных, которые паслись в поле. Вторая стала косить не только скот, но и людей. Тела египтян покрылись нарывами, от которых не исцеляли ни лекарства, ни заклинания жрецов.
В конце двадцатого века американские ученые решили рассмотреть египетские казни с естественнонаучной точки зрения. Среди прочих вопросов, их волновало, от каких именно болезней пострадал Египет из-за упрямства фараона. Эпидемиолог из университета штата Коннектикут Джон Марр заявил, что первую волну эпидемии вызвало распространение опасной вирусной инфекции, называемой «блютанг», что в дословном переводе означает «синий язык». А причиной второй волны стало инфекционное бактериальное заболевание «сап».
Комментарий эксперта:
Более всего библейскому описанию соответствует вирус «блютанг», заражение которым выражается в лихорадке и язвенном поражении слизистых оболочек и кожи. Прогноз при этом заболевании неблагоприятный и в наши дни, когда существуют специальные лекарственные препараты. В Египте в тринадцатом веке до Рождества Христова страдающие «синим языком» животные были обречены.
Эпидемии «блютанга» случаются во время сезонного подъема активности насекомых. Специфическими переносчиками этого заболевания являются комары – куликоиды. Те самые мелкие комарики, чье нашествие было одной из египетских казней, предшествовавших моровой язве.
Течение заболевания, вызванного вирусом «блютанг», как правило, осложняется присоединением бактериальных инфекций. Именно так, видимо, и произошло в Египте. Пораженные слизистые и кожные покровы ослабленных животных стали благоприятной средой для развития бактерий, вызывающих сап - неизлечимое заболевание, способное поражать не только скот, но и людей. Причиной заражения сапом могут быть как укусы насекомых, так и употребление в пищу мяса зараженного животного. Именно сап следует считать причиной описанных в Библии гнойных нарывов, которые поразили египтян.
В то время как эпидемиологи пытались разгадать медицинский аспект пятой и шестой египетских казней, культурологи заинтересовались другим интересным моментом. Возвещая фараону о том, что жителей Египта поразят незаживающие кожные нарывы, Моисей бросил в воздух горсть пепла из печи. Такое же самое совершил перед глазами монарха и брат пророка Аарон. Что это значило? Известный английский египтолог Говард Харпер предположил, что это действие отсылает нас к ритуалам, принятым в египетских языческих культах.
Комментарий эксперта:
Одним из почитаемых в Египте идолов был Сет, который считался богом зла и неудачи. К помощи этого божества египтяне прибегали, когда их преследовали скорбные обстоятельства. Жертвы, приносимые Сету, сжигались на огне, а пепел затем развеивался в воздухе. В то время, когда на страну чередой обрушились казни, жрецы этого идола таким образом пытались противостоять бедствиям. Но все их действия были тщетны.
По всей вероятности, для фараона ритуалы были чрезвычайно важны. Именно поэтому Моисей и совершил перед ним этот акт разбрасывания пепла.
Культурологический анализ ученого-египтолога пролил свет на описанное в Библии загадочное действо, совершенное Моисеем и Аароном в преддверии очередной казни. Фараон увидел, что обычная сажа из печи, развеиваемая по ветру именем Единого Бога, имеет больший вес, чем идоложертвенный пепел египтян. Это должно было убедить его в том, что Бог иудеев – Создатель мира, повелевающий стихиями, в Его власти насылать болезни и исцелять людей. Однако фараон продолжал упорствовать, и евреи оставались в плену.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.