На расстоянии пяти километров от Алушты находится одно из красивейших мест крымского побережья - гора Кастель, возвышающаяся на 440 метров над уровнем моря. Слово «Кастель» латинского происхождения – производное от «кастеллум», что значит «укрепленное место» Гора получила свое название благодаря крепости, которая в древние времена располагалась на ее вершине. Древнее предание гласит, что Кастель служила последним пристанищем легендарной правительницы древней Сугдейи – царицы Феодоры. В 14 веке, когда ее княжество было захвачено генуэзцами, благородная Феодора с верными подданными оборонялась в Кастеле, где и погибла в сражении.
В начале XIX века на территории укрепления еще были заметны руины оборонительных стен и фундаменты многочисленных построек. Еще сохранялась память об именах небесных покровителей трех церквей, некогда стоявших внутри кастельских стен, — Святого Иоанна, Святого Константина и Святого Николая, а также стоявшего вне укрепления, на западном отроге горы, небольшого монастыря Ай-Прокул, то есть Святого Прокла. Однако в настоящее время следы монастыря и храмов, к сожалению, практически исчезли.
Гора Кастель – это уникальный памятник природы. Здесь можно встретить разнообразную растительность, начиная от редких видов подснежников, лекарственных трав и заканчивая уникальными лианами, которые окутывают стволы древних деревьев, спускаясь изумрудным водопадом. Склоны горы покрыты вечнозелеными кустарниками – жасмином, ладанником, иглицей. На пути к вершине горы можно встретить фисташку туполистную, сосну крымскую и дуб пушистый. Наиболее ценной считается самая восточная Крымская популяция мелкоплодного земляничника – очень редкого крымского дерева. Еще на горе Кастель, в единственном месте в Крыму, произрастает редчайший папоротник - анограмма тонколистная.
Кастель является несостоявшимся вулканом: земля здесь вздыбилась и образовала чашеобразную впадину, однако извержение никогда так и не состоялось. Магма застыла неглубоко под поверхностью земли, успев образовать куполовидный горный массив. Гора Кастель сложена из светло-серой породы с крупными вкраплениями полевого шпата и кристаллов кварца, а называется такая масса – гранит-порфир.
Особенно обильно природа потрудилась над южными склонами горы Кастель. Ветер и влага выточили на горе оригинальные бастионы, гребни-ребра, образовав невероятные каменные хаосы и многометровые осыпи. Особенно на горе Кастель хороши крупные округлые валуны, напоминающие гигантское ожерелье, надетое на подножие скалы. Если постараться, то средь каменных глыб горы можно отыскать минералы пирит и кальцит.
Морские течения у подножия горы придают крупной гальке овальную форму, это место пользуется популярностью у туристов и называется «Гранильня Головкинского», названо так в честь известного крымского геолога конца 19 века Николая Головкинского. С вершины Кастель открывается потрясающий вид на южный берег Крыма, отсюда можно увидеть западную часть Аю-Дага и практически все побережье, вплоть до восточной стороны Судакских гор. С 1964 года гора Кастель является памятником природы.
20 апреля. Об истории акафиста Пресвятой Богородицы
Сегодня 20 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах читается Акафист Божьей Матери.
Об истории акафиста, — игумен Лука Степанов.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых