После того, как Христос умер на Кресте, один из его тайных учеников, Иосиф Аримафейский, отправился к римскому наместнику в Иудее Понтию Пилату попросить позволения похоронить Иисуса. Иосиф спешил. По иудейскому закону погребение нужно было совершить не позднее захода солнца, тем более, что следующим днем была пасхальная суббота. Получив от Пилата разрешение снять Тело Спасителя с Креста, ученик положил его в высеченном в скале склепе. Вместе с еще одним последователем Христа, Никодимом, Иосиф умастил Тело Мессии благовониями, обвил плащаницей, и оставив скальной гробнице, привалив ко входу камень.
Именно так описано погребение Христа в Евангелии. Однако, свидетельство евангелистов неоднократно пытались оспорить скептики. Так, например, американский историк Джон Доминик Кроссан в середине двадцатого века сделал заявление, что Иисус не мог быть погребен, поскольку по иудейской традиции распятие считалось позорной казнью, и тела тех, кто принял ее, оставляли на съедение зверям. Ответом на это утверждение стало археологическое открытие, совершенное в 1968 году в окрестностях Иерусалима греческим ученым Василиосом Цаферисом.
Мнение эксперта:
Во время раскопок на северо-восточной окраине Иерусалима археологи обнаружили несколько иудейских гробниц, относящихся ко времени Второго храма – то есть, к периоду со второго века до Рождества Христова до семидесятого года по Рождестве Христовом. В пещерах, закрытых тяжелыми плитами, находились так называемые оссуарии – небольшие, украшенные резьбой, каменные емкости, предназначенные для повторного погребения. Согласно древнееврейской традиции усопших сначала помещали в выдолбленные в скале ниши, а по истечении определенного срока кости собирали в оссуарии – это позволяло экономить место в родовых гробницах.
В одном из таких оссуариев, надписанном «Йехоханан, сын Иезекииля», ученые нашли останки человека, который был казнен распятием на кресте. Явным свидетельством того, что погребенный был именно распят, стал восемнадцатисантиметровый гвоздь, пронзивший пяточную кость.
О том, что евреи погребали распятых в соответствии со своим законом, свидетельствует историк первого века Иосиф Флавий. «...Иудеи так строго чтят погребение мертвых, что даже приговоренных к распятию до заката солнца снимают и хоронят» - писал он в своей книге Иудейская война. Находка археологической экспедиции профессора Цафериса также показала, что иудейская традиция допускала захоронения людей, казненных через распятие. Однако, у скептиков оставался вопрос – почему археологам удалось обнаружить захоронение лишь одного из тысяч людей, распятых в Палестине в период Римского правления? Может быть, это исключение?
Мнение эксперта:
Каменная гробница, в которой находились останки, принадлежала состоятельной и знатной семье. Родственники распятого могли позволить себе скальные захоронения. Большинство же казненных римлянами иудеев относились к низшим сословиям. Их погребали в ямах. Могилы, выкопанные в земле, бедны по находкам и более подвержены разрушению. Кроме того, распятие, как правило, не оставляло особенных следов в останках. Гвоздь в ноге Йехоханана сохранился лишь благодаря случайности - он загнулся, зацепился за дерево и не мог быть удален из тела.
Именно этот гвоздь заставил ученых обратить внимание еще и на то, что обе голени человека, погребенного в оссуарии, были перебиты. Эта деталь свидетельствует о том, что римляне казнили иудеев особым образом. Согласно римским обычаям распятого оставляли медленно умирать на кресте. Но поскольку еврейская традиция требовала погребения в день казни, в Палестине голени распятых перебивали, чтобы ускорить смерть. Об этом свидетельствует и апостол Иоанн Богослов. В Евангелии от Иоанна говорится, что двум разбойникам, распятым с Иисусом, перебили голени. Теперь этому есть археологическое подтверждение.
Останки неведомого Йехоханана, найденные учеными в скальной гробнице на окраине Иерусалима, чудом сохранились до наших дней. Они стали наглядной иллюстрацией того, как погребали казненных на кресте во времена евангельских событий!
Евгения Павлычева
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.