"Как приучить детей к труду?" - Семейный час с Туттой Ларсен и протоиереем Артемием Владимировым (03.12.2016) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

"Как приучить детей к труду?" - Семейный час с Туттой Ларсен и протоиереем Артемием Владимировым (03.12.2016)

* Поделиться

Артемий ВладимировУ нас в гостях был духовник Алексеевского женского монастыря в Москве протоиерей Артемий Владимиров.

Разговор шел о том, есть ли в современном мире необходимость приучать детей к труду, в чем важность труда для физического и духовного развития ребенка.

 


Тутта Ларсен

- Здравствуйте друзья, это программа «Семейный час» на радио «Вера». В студии Тутта Ларсен и наш гость, духовник Алексеевского женского монастыря в Москве, протоиерей Артемий Владимиров. Здравствуйте батюшка.

А.Владимиров

- Я соскучился по вам, и по нашим радиослушателям. Вот, что значит привычка, вторая натура. Едва дотерпел, вот попал в студию и чувствую себя как дома.

Тутта Ларсен

- Ну, нам тоже очень не хватало вас всю эту неделю. Потому, что вопросы копятся, и темы семейные, они ведь неисчерпаемые. Мы с вами чаще говорили все-таки об отношениях супружеских в семье. О том, как их выстроить между взрослыми людьми.

А.Владимиров

- Видимо, будучи самыми крупными специалистами в по этому вопросу.

Тутта Ларсен

- Ну, мы как это называется, все на примере личного опыта, ив процессе ни один кролик не пострадал. Сегодня, я хотела бы вам предложить, все-таки тему, связанную с воспитанием детей. Потому, что современный ребенок, он живет в обществе, особенно в больших городах, которое психологи называют, таким «детоцентричным». В очень многих семьях, вокруг ребенка вертится все, и ребенок такой «божок». А если даже и нет, то ребенок все равно очень сильно занят какими-то своими личными делами. Школьными, внешкольными, спортом, музыкой и прочим, прочим, прочим. Или гаджетом или телевизором, но в любом случае, его роль в семье, его вовлеченность в жизнь семьи, мне кажется очень сильно снизилась, очень сильно отличается от той роли, которая была у детей в семье, даже в начале XX века. Да, даже в 80-е годы, в Советском Союзе. В частности дети стали гораздо меньше участвовать в домашних делах, просто трудится. Мыть посуду, застилать кровать, выгуливать собак, общаться с младшими детьми. Именно не в играх, а за ними присматривать. С одной стороны, у них действительно на это не так много времени, а с другой стороны им как-то дальше жить, какой-то взрослой самостоятельной жизнью, и если раньше девочка к 12 годам, была полноценной хозяйкой. И практически, могла сама самостоятельно жить, и еще кого-то, чему-то научить. То сейчас женщина в 30 лет, не умеет толком готовить, не дом содержать. Как научить наших детей трудиться? Можно ли вообще, современного ребенка приучить к труду?

А.Владимиров

- Я, никогда не верил, что труд сделал из обезьяны человека. Но то, что он облагораживает, когда ставят перед собой созидательную цель, это несомненно. И чего стоит образование, а вместе с ним и воспитание, если дети, пройдя через руки педагогов и воспитателей, гувернанток, остаются белоручками, принцессами на горошине, Емельками. И, совершенно не приспособлены к жизни, говорю сейчас об этом. А, ведь думаю, камень бросаю в собственный огород. Моя супруга, очень требовательная и взыскательная. Говорит: отец Артемий, надеюсь она меня не слышит сейчас. Я, буду тогда относится с доверием к твоим радиопроповедям, когда ты поймешь, чем отличается ценообразование в Ашане от Леруа Мерлен. И когда ты научишься прибивать гвозди, не отбивая себе ногти. Да, действительно филологи, филолох, так я иногда себя называю. Говорить то красиво мы научились, а вот поправить какой не будь покасившийся плинтус, или понять причину короткого замыкания, поневоле обращаешься к добрым соседям. И конечно же, те юноши вызывают уважение у девушек, которые задумываются о семейном укладе. Которые владеют тканью, фактурой вещества.

Тутта Ларсен

- Не всегда. Очень многих девушек, привлекают юноши, которые владеют красивым словом. Или умеют красиво рисовать или играть на музыкальных инструментах, а вот бытовуха, она не интересует.

А.Владимиров

- Ну, вот насчет таких, поэт сказал: Не верь, не верь поэту дела. Я в данном случае, может быть, наверное говорю не о рамонтическом периоде общения, но у меня глубочайшее уважение вызывает тот хозяин дома, такой Собакевич, рачительный хозяин, который может все. Который знает все, а ведь умение ориентироваться в хозяйственных делах, оно прививается конечно, эстафетная палочка передается от родителей к сыну, от матери к дочери. И мне очень хочется поддержать сегодня Ольгу Юрьевну Васильеву, нашего министра образования, с человеческим лицом. Которая, хочет восстановить в полной мере как это еще в Советские временя, я это помню. Уроки труда, и что-то мы выжигали, и какие-то заготовочки шлифовали.

Тутта Ларсен

- Рецепты какие-то осваивали, кулинарные.

А.Владимиров

- И рецепты осваивали. Я помню, у нас еще была практика на типографии, где еще ручным набором, какие-то формы собирались. Все это страшно полезно и нужно. Хотя наверное, «без труда не выловишь и рыбку из пруда». И поэтому, безусловно правы те родители, которые наделяют своих карапузов уже какими-то обязанностями. Так, что те находятся в сознании важности исполняемого ими дела, собственной незаменимости. Приучены к своего рода ответственности. Почему у кисы, в ее …

Тутта Ларсен

- Лоточке.

А.Владимиров

- Лоточке, не оказалось соответствующих, каких-то материалов впитывающих влагу. И, сегодня это действительно проблема, потому что мне приходится путешествовать по России, как Чичикову. Но, он охотится за «Мертвыми душами», а я за живыми. И, вижу что, чем дальше от Мегаполисов школа, какая не будь сельская школа, провинциальная школа. Чем ближе к земле, взрослые дети, вот вспоминаю с удовольствие такую школу в затерянном уголке Мари-Эл. Приусадебный участок, и дети на равнее со взрослыми, какие-то грядки по весне окучивают, и урожай собирают. Тем лица светлее, реакция здоровее, психотип устойчивее.

Тутта Ларсен

- Но, все-таки наш слушатель, это горожанин. Как раз тот, кто живет в Мегаполисе. И вот вы говорите, какие молодцы те родители, которые умеют с детства вовлечь детей в труд, в какую-то бытовую жизнь семьи. Но, не кажется ли вам, что это тоже, во-первых, отдельный талант родителей, а во-вторых, все-таки склад характера ребенка. Поскольку мы все время говорим на личных примерах. Я вот вспоминаю себя, я как раз выросла в деревне, практически. В маленьком шахтерском поселке, у нас был приусадебный участок. И мне в 7 лет повесили ключ на шею, и я была на полном самообслуживании. В мои обязанности входило очень много всего. Например вставать в полшестого утра, и идти в частный сектор на первую дойку за молоком для младшей систры. Которая была на искусственном вскармливании, когда родилась. И после школы, мне надо было самой себе разогреть еду, самой за собой помыть посуду. Тогда еще были, эти всякие воротнички, кружевные манжетки, которые надо было шить, пришивать, потом отпарывать стирать. Это все на мне весело, плюс мы сажали картошку, потом снимали с нее жука. Сажали помидоры, все это поливали, и потом собирали эту клубнику, вишню.

А.Владимиров

- Так вы, та самая Золушка.

Тутта Ларсен

- Я настоящая Золушка, знаете у меня такие воспоминания детства, полная ванна огурцов. Воды не было, нормальной, горячей не было. А огурца надо было на зиму солить. Вот их купали в этой ванне, и всю жизнь у меня, потом зимой мы ходили в эту бочку в подвал, за этими огурцами. Вот у меня детство прошло, как раз на приусадебном участке.

А.Владимиров

- В трудовых подвигах.

Тутта Ларсен

- И, я до сих пор это ненавижу. Вот как только я, более или менее стала зарабатывать деньги, и какую-то такую организовала самостоятельную жизнь. Я тут же делегировала, эти полномочия профессионалам. Я почти не готовлю дома, детям готовит няня. Приходит прекрасная женщина, которая занимается в моем доме уборкой. И я не знаю, даже иногда где, какая у меня вещь лежит, я звоню по телефону, и она это знает, а я нет. Притом, что меня просто воспитали в труде, но мне совершенно это не близко, не нужно и я не хочу этим заниматься.

А.Владимиров

- А случись, дорогая моя собеседница какая-то метаморфоза, какие-то форс-мажорные обстоятельства. Мы с вами оказываемся на необитаемом острове, я филолог со знанием церковно-славянского языка, и с поэтическими наклонностями, и вы. Как наши роли распределятся, вы точно будите Пятницей, который сразу поймет какие корешки можно брать, какие нельзя. И все-таки думаю, при том, что личность уникальна. И у каждого из нас есть свое призвание. Михайло Васильевич Ломоносов, абсолютный гений, опередивший и Леонарда да Винчи в открытии принципа вертолета, и какие-то в теоретической физике сделавший феноменальное открытие. В которых разобрались уже 200 лет спустя. Он, с дедушкой был помором, и занимался профессионально ловлей рыбы, однако харизма его раскрылась.

Тутта Ларсен

- Я, к тому, что я сейчас свою дочь, не смогу научить стоять у плиты, мыть полы, ну пуговицы пришивать правда научила ее. Но, потому, что мы занимались художественной пришивкой пуговиц, а не во имя решения бытовых, насущных проблем.

А.Владимиров

- Понятно, что ваше дитя не готовится к профессии гувернантки, но все-таки начатки всех общественно полезных дел. Я, вот только, что вернулся из Петербурга, в Мраморном дворце, был вечер посвященный королеве Эллинов. Ольга Константиновна Романова, внучка Николая I. В 16 лет отдана замуж, за Георга I, датчанина брата Марии Александровны, супруги Александра III. И в Афина, поехала венченая пара, восстанавливать порушенное турками государственность. Я удивлялся, изучая документы, и на выставке в Павловском дворце смотря фотографии. Как наших аристократических, в наших можно сказать царских семьях, насколько девочек приучали. Вот я смотрю, кому-то дарят, чтобы было много детей, молитвослов, который она собственной рукой, тонкой вязью, и рисуночки и миниатюры сделала, выучила греческий язык по пути на свою вторую родину. Была как и наши Великие княжны, дочки последнего царя, сестрой милосердия. Не боялась этих перевязок, я вот не могу равнодушно смотреть на кровь свою, чужую, падаю в обморок. А наши принцессы, были заправскими фельдшерами. Это конечно сильное дело, убежден что и в вашем случае, убежден что хотя вы выбрали другой образ жизни, и вполне можете сейчас домашнее хозяйство кому-то передоверить. Но, в формировании вашей личности, эти самые огурцы на которые вы смотрели, как на пираньи.

Тутта Ларсен

- В ванне.

А.Владимиров

- И, ранние походы к коровенке, к которой я не знаю с какой стороны подойти спереди или сзади, чтобы она не брыкнулась или не плюнула. Все это сформировало особую динамику вашей личности. И человек овладевший профессионально каким-то одним навыком, обязательно проявит себя в противоположном. Но, его душевные качества, сформированные загодя, раскроются в полноте и в другом деле.

Тутта Ларсен

- Это программа «Семейный час» на радио «Вера». У нас в гостях протоирей Артемий Владимиров. Мы говорим о том, как приучать детей к труду. Но, если вернуться к основам. Ведь если мы обратим внимание на книгу «Бытия», мы вспомним, что одним из последствий грехопадения, было обещание Адаму, есть свой хлеб в поте лица своего. То есть, по большому счету получается, что труд это как некое такое наказание нам, после того как мы были изгнаны из рая.

А.Владимиров

- И внутренняя необходимость. Некоторые толкуют слово «свобода», как знание своего обода. Для того, чтобы личность раскрылась, говорят вот ребенка раньше пеленали. Не так просто, но перепеленатый в куколку он смотрел глазками на мир, шевелил мозгами образна говоря и формировались его какие-то личностные качества. Волевые центры, эмоциональные центры, так вот и труд детский, конечно совершенно необходимое слагаемое в становлении личности. Но, только ли это должен быть какой-то хозяйственный труд. Сейчас например очень модно в хорошем смысле слова, детей возвращать к каллиграфии, чистописанию. Ежику понятно, я еще помню как в первом классе, пером я выводил линию, тонкую, толстую. Правда, это все прекратилось к конце первого класса увы. Семимильными шагами, мы шли к прогрессу, к шариковым ручкам. Но, вот японцы совершенно убеждены, что занятие их каллиграфией, для маленьких япончиков, это условие без которого нет вхождения в культуру. Нет невозможно достичь той целеустремленности, кропотливости, какой-то сдержанности. Вот думается, что всякий, даже рукоделье, золотое шитье, бисер. Смотришь в краеведческих музеях, чем занимались девицы благородного сословия в Смольном институте. Такие тонкие стишки, кстати это и сейчас до сих пор кое у кого из педагогов мы встречаем. Диву даешься, насколько это миниатюрная, кропотливая работа. Но, она же помогает сдерживать ужимки и прыжки, помогает справляться с эмоциями которые сегодня, то густо то пусто, то холодно, то жарко. Детей делают какими-то гиперактивными мустангами. И поэтому несомненно, что умственные, интеллектуальные занятия, изучение языков, игра на музыкальном инструменте с тем, чтобы ребенок мало по малу, первой фальши пришел к тому, что он может воспроизвести мелодию и доставить удовольствие окружающим. Это очень важные элементы детского труда, без которых у нас получится, как писал Петр I в одном из своих указов. «Аще обрящится, детино неукратимой злобы. Таковых ссылать на исправление в монастырь». Но, простите монастырей не хватит наших подранков, переростком, Баранкиных делать человеками.

Тутта Ларсен

- Но, в той же Японии, о которой вы упомянули. Ребенок до определенного возраста, по-моему до пяти лет, вообще является таким домашним божеством, вокруг которого все вертится, которому позволяется все, и к которому не применяются никакие санкции, никакие повинности на него не налагаются. И родителям, я понимаю многих родителей и современных. Которым просто жалко обременять чем-то. До школы хотя бы, пусть у него будет детство. Ведь мы все помним прекрасно, у Советского ребенка и у дореволюционного ребенка, особенно неаристократического происхождения, детства как такового не было. Как только он мог, держать ложку и ходить ножками, он начинал вовлекаться в трудовую жизнь семьи.

А.Владимиров

- Ну, смотря наверное в каких случаях. Читаешь Ивана Шмелева «Золотое детсво». И, поражаешься кА пожилой человек, 60 лет спустя воспроизводит совершенно удивительное царство любви, мира, радости. Но, сейчас наверное если говорить о каждом народе. У него свой менталитете, своя национальная физиономия. Нам важен результат. То, что японцы и китайцы умеют трудится, и трудятся не за страх, а за совесть. По какой-то внутренней мотивации, притом, что труд этот целожизненный. И при этом люди не выгорают, но черпают какую-то мышечную радость. Связанны, какими-то корпоративными интересами, спору нет. И конечно, наша ситуация немного другая, думаю что в трудах воспитания, и привития трудовых навыков очень важна во-первых, пропорция. Все должно быть в меру, не в тягость, а в радость. Я как педагог хорошо знаю, что дети существа утомляющиеся. Они очень непостоянные, им нужно постоянно менять так сказать декор или антураж. Как бы разные регистры музыкального инструмента. И построжничить, и пошутить. Очень долго мы писали, наши пальчики устали. А ну давайте помашем крылышками, как мы умеем латать. И опытные педагоги знают, что отдых есть перемена занятий. И второе, это конечно та атмосфера которую создают взрослые. Если простите воспитатели или родитель дядька Черномор. Вот вспомним папашу Антона Павловича Чехова, вроде бы благочестивый человек его родитель, но видимо настолько прижимал детей, что даже пение на клиросе превратилось для последних в пытку. И думается мне, что Антон Павлович потому был лишен какой-то живой религиозности при очень точном прозрении, интуиции и умении почувствовать Русского человека. Все-таки он напоминал какую-то выгоревшую лучинку. Как раз не было той радости, той теплоты, той мягкости в воспитателях без которой, этих качеств действительно труд действительно может ожесточить, и сделать человека каким-то жестокосердечным, непомерный труд.

Тутта Ларсен

- Ну, а с какого возраста тогда все-таки ребенка можно привлекать, ну для начала хотя бы к каким-то домашним занятиям трудовым.

А.Владимиров

- Думается, что как выходит из младенческого возраста наша Ляля. Становится крепко на ножки, проходит период ознакомления с миром окружающих предметов. Появляется у наших младенцев желание отодвинуть любой ящичек, заглянуть туда куда тебя не просят. У батюшек столько собирается информации, не дай Бог, что-то положишь опасное, вот буквально несколько дней тому назад я узнал такую трагедию. Девочка приемная, в пятилетнем возрасте схватила какие-то таблетки сильнодействующие, и так не удалось ее спасти. И тоже слово об осторожности, продуманности всей системы воспитания. Ну, и тат час нужно все-таки организовывать дитя. Мы батюшки любим ходить, и нас приглашают. По квартирам, освящать дачи, машины, квартиры. Всегда смотришь педагогическим взором, что представляет из себя детская. И конечно, любому ребенку нужно поиграть. Я, сам с братом близнецом разбрасывал конструктор, кубики, вагончики железной дроги. Ну, и как важно, чтобы дитя знало, нужно за собой убирать и приводить комнату в божеский вид. Вот можно о совсем неприличном?

Тутта Ларсен

- Нужно.

А.Владимиров

- Я, часто ежу в поездах. Сейчас поезда комфортабельные, в аэропортах. И вот культура человека, взрослого, в чем она проявляется? Я думаю, она проявляется не в умении красиво говорить, а в том, каким он после себя оставляет отхожее место. Если он человек, а не гиббон простите, или орангутанг. То, если у него были воспитатели, если он чему-то научен. То, он милый выходя из комнат для уединенных размышлений, должен думать: вот сейчас зайдет кто-то другой, и чтобы мне не было стыдно, я все-таки проявлю минимум любезностей и заботы, так чтобы не было противно зайти туда следующему господину. К сожалению, должен сказать, не знаю как обстоит дел в Японии. Там наверное, какие-то самоорашающиеся, вращающиеся …

Тутта Ларсен

- Космические приборы.

А.Владимиров

- Космические, стульчики. Но, низкий уровень, не знаю как у дам не был. А мужчин похвалить не могу, может быть наша передача о трудовом воспитании заставит родителей призадуматься и об этом.

Тутта Ларсен

- Мне вспомнилась история, как моя бабушка определяла женихов моей мамы, годны или не годны. Когда мама была еще в старших классах и студенткой. К ней приходил в гости мальчик, и он как раз отправлялся в уборную, бабушка слушала, если после звуков слива воды, она слышала звук включающегося крана. Это был хороший, правильный мальчик, он мыл руки. А если она не слышала этот кран, то этот мальчик очень быстро из дома отправлялся.

А.Владимиров

- Мудрая бабушка. Поэтому в человеке все должно быть прекрасно. И одежда, и слово, и лицо, и речь. Быть можно дельным человеком, заботясь о красе ногтей. Поэтому я думаю, что первые труды, в самом нежном возрасте должны быть нацелены на то, чтобы дитя училось опрятным, аккуратным. Боялось походить на страшилу, вот мне повезло с дедушкой. У меня дедушка был эстет, фамилия у него была Барто. От шотландского пирата Бартоламью. И первым браком, женатый на Агнии, он вдохнул в нее поэтическое чувство, а впоследствии женился на моей бабушке, венчался. И у нас сохранились раритетные издания 1937 года. «Девочка чумазая», «Девушка ревушка», Павел и Агния Барто. Вот эти книжечки, «Тише Танечка на плачь, не утонит в речке мяч». Рассчитаны на пионеров, и миллионы детей их читали. Между прочим ставили своей задачей, как раз умение вокруг себя наводить царство порядка, красоты, чистоты. И сегодня, этого очень не хватает современным нашим забалованным киндерам.

Тутта Ларсен

- Продолжим нашу беседу, через минуту.

Тутта Ларсен

- Вы слушаете «Семейный час» на радио «Вера». В студии Тутта Ларсен, и наш гость духовник Алексеевского женского монастыря в Москве, протоирей Артемий Владимиров. Мы говорим о том, как приучать детей к труду. Ну, с малышами на самом деле все действительно просто. Для них главное, это пример взрослых. Они открыты всему новому, и их можно вовлечь в какую-то трудовую деятельность в быту, как в игру. Им это нравится.

А.Владимиров

- Безусловно, да.

Тутта Ларсен

- У нас Ваня вот 1,5 года и он может уже, например, пойти выбросить, что-то в помойное ведро. Открыть дверцу под раковиной в кухне, выбросить и закрыть. Иногда он, правда, что не будь, туда бросает не совсем помойное.

А.Владимиров

- Мамины духи.

Тутта Ларсен

- Да, но тем не менее.

А.Владимиров

- Папины часы.

Тутта Ларсен

- Именно, ну или, например, он может отнести свои мокрые штанишки в стиральную машину положить. Или в корзину для белья. Ему это нравится, ему это интересно. А вот, 11- летний Лука, у него уже какой-то внутренний протест против любых посягательств на его свободу. И, несмотря на то, что например выгул собаки, это его обязанность уже на протяжении трех лет. Всякий раз, когда ты ему говоришь, погуляй с собакой, он говорит: почему я? И возмущается, и активно этому сопротивляется. Если ребенок, при всем каком-то нежном отношении к нему родителей, при их попытках объяснить, что он тоже часть семьи и нам очень приятно, когда он нам помогает. И мы пытаемся его вовлечь в какую-то свою компанию, во всех смыслах. И приводим ему пример. Посмотри как мама и папа много работают, мы трудимся, очень много, в поте лица. У тебя есть из-за этого, какие-то красивые, хорошие вещи, путешествия, интересные занятия. Частная школа, классная, за которую мы платим. И к этому мы пришли, начав с выгула собаки, с помыть за собой тарелку. Почистить свои ботинки перед школой. Не аргумент, вообще, он считает, что это все посягательство на его личное пространство.

А.Владимиров

- Я думаю, что здесь есть поле для определенных экспериментов. Я буду размышлять только вслух. Потому, что в каждой епархии свои правила. Со своим уставов, в чужой монастырь не лезут. Но, маленький мужчина Лука любит кушать, никогда наверное не забывает, не пропускает семейного ужина. И эту тему можно поэксплуатировать. Не в том смысле, чтобы как в романах Диккенса, мальчика ставить на горох и лишать его необходимого числа калорий. Но, предложить вместе пожарить папы яичницу, здесь можно тонко эксплуатировать, как самые естественные потребности наши. Так и криативную, творческую жилку. Потому, что действительно не хочется получить в результате такого барчука, который думает, что помидоры растут на пальмах, но…

Тутта Ларсен

- Они на прилавках растут.

А.Владимиров

- Да, я вот сейчас озабочен. Недавно меня познакомили с девочкой. С хорошей армянской семьи, Армяне, как правило, люди не бедные, папа труженик. Мама такая красотка, уже может быть не юного возраста. Но, вырастили они, прости Господи. Старшая девица, просто живет в каком-то хрустальном мире. Папа, желая привить творческие способности ей, купил на Тверской квартиру, чтобы у нее была там студия живописи. Появились какие-то не бомжи, авантюристы, стало ясно, что проект нужно срочно закрывать. Но девчонка умная, и в общем-то любимая родителями настроена в таком чудовищном, потребительском каком-то духе. Родители, ее первые враги, она просто требует денег и больше ничего. И конечно смотришь на эту «диваху» с великой жалостью и сожалением. Она просто теряет женственность в своем своеволии, в грубых выплесках эмоций. Лицо становится некрасивым, когда человек обслуживает собственный эгоизм. И конечно, возвращаясь к мысли о том, что может быть сегодня городских детей нам не заставить мыть ступеньки на черном ходу, да и не у всех есть в домах черный ход. Но, очень важно смотреть на то, какие, во-первых, таланты, еще не раскрытые есть у детей. Технический склад, творческий склад, и безусловно в соответствии с мальчиковой и девичий психологией находить какие-то для них занятия, которыми они бы увлекались, и которые развивали бы их внутренние. Ну, например, условно говоря раньше Дом пионеров, дети были вовлечены во всякие кружки, государство тогда целую систему досугового воспитания разработала. И вырастали подлинные ученые. Кружок дельтапланеризма или каких-то там, животного дрессирует. И конечно важно, чтобы праздности и потребительство не заглотало с рожками и ножками наших милых детей. И безусловно трудный вопрос вы мне задали. Потому, что картина достаточно типичная, и думается, что все-таки нужно какие-то находить такие к детям подходы, чтобы вовлекать их в будничный труд. Но, чтобы он одновременно был и творческим. Ну, пример я привел. И общаясь много с детьми, я иногда таких дивах, которых приводят мамы. И считают, что батюшка сейчас скажет волшебное слово. И из гадкого утенка, лебедь какой-то проклюнется. Я понимаю, что дополнительно ругать такую отроковицу, девицу совершенно неправильно. И раз она все-таки пришла сама, я всегда встречаю ее с любовью. И иногда, вдруг ошарашиваю. Мы с тобой друзья Леночка? Она так, нерешительно ручку тянет, для рукопожатия. А можешь мне в следующий раз принести сделанную лично тобой шарлотку. У меня, вот есть такая слабость, я когда вижу шарлотку, просто поднимаюсь в воздух от восторга. Батюшке можешь испечь шарлотку? Ну, так или сяк, по тихонечку эффект чужого дяди, кстати всегда работает, особенно если дядя с бородой и длинными рукавами рясы, в которой могут скрываться всякие подарки. Но, так или иначе, приохочивать ребенка, чтобы он потихонечку приучился удовольствие получать от созидательного труда. Думаю это задача номер 1 для наших детей.

Тутта Ларсен

- Вы сказали о том, что нужно смотреть за талантами детей и помогать им их реализовывать. Но здесь тоже очень остро стоит вопрос с мотивацией. Потому, что, и опять же это мой личный опыт. Когда ребенку, что-то нравится. У него есть там талант к рисованию или какому-то виду спорта. Или например, к музыке. И ты начинаешь, это где-то применять, ты отводишь его в музыкальную школу или в спортивную школу. И там становится понятно, что таланта мало, и надо дальше работать, чтобы его развить. Надо делать домашнее задание, играть скучные гаммы. Надо принимать участие в соревнованиях, и делать рутинные, какие не будь упражнения, скучные растяжки. Которые, иногда еще и больно, и никому не видно. Это тяжкий труд, и ребенок просто сливается. Просто говорит: а я не буду больше! А, я не хочу! И где-то можно поднажать и настоять, а где-то это совершенно бесполезно. Вот, например, опять же, с моим старшим ребенком никакая вообще не работает аргументация. Никакие посулы, никакие ультиматумы, никакие рассказы о том, как можно выиграть конкурс Чайковского. Вот посмотри, этот человек в твоем возрасте начал заниматься музыкой. А каких он достиг высот, ему рукаплещит весь мир. Вообще, ничего не работает. Ни хочу и все. Устал. Не буду. И это, уже не раз и не два так было, что в какой-то момент загорается человек. И он талантлив во многом, но совершенно не хочет трудиться. Он совершенно не готов, вообще ни на что тратить, хоть какое-то дополнительное усилие.

А.Владимиров

- Может быть соответствующая возрастная фаза. Действительно, мы любим, ссылаться на переходный возраст, лишь бы он не затянулся до45 лет. Внутренняя мотивация. Да это наверное, самая великая…

Тутта Ларсен

- Самое сложное.

А.Владимиров

- Сложная вещь. Я например, к сожалению не сумел в свою взрослую жизнь взять, занятие на трех музыкальных инструментах. Брать мой был, ну если не гениален, то выдающимся пианистом. У меня был сначала рояль, потом скрипка, потом флейта. Я просто мучился, хотя слух у меня есть. И сейчас я представляю себе, как было бы прекрасно если бы я мог, вместо тог чтобы переливать из пустого в порожнее. Прихожанам рассказывать, что такое хорошо а что такое плохо, сыграть им концерт Вивальди. Вот у меня есть батюшка с музыкальными способностями, играет на флейте так, что воробьи чирикать перестают. Короче не пошло, но почему-то в 7 классе, меня вдруг такая сама собой зародилась мысль. Я учусь в английской спецшколе, и до сих пор кроме адаптированной литературы ничего не могу читать. И вот эта внутренняя мотивация привела к тому, что субботы и воскресенья, в храм мы тогда не ходили. Открывая не адоптированную литературу, выписывая горы иностранных, незнакомых английских слов. И перелопачивая сделанные мной тетради, уча производные я в 10 классе так говорил на английском, что мне прочили уже карьеру какого-то синхронного переводчика. До сих пор не понимаю, как поступил на романо-германское отделение, английскую кафедру, и поехала жизнь вперед. Конечно, я вспоминаю откуда взялось такое упорство, целеустремленность, так что я даже забывал футбол мой любимый. Видимо, какой-то возраст, когда из, ну не самого избалованного, но достаточно капризного и своевольного отрока, я вдруг почувствовал себя тружеником. Притом, что начиная с черных работ, еще не умея двух, трех слов связать на иностранном языке. Мало по малу, взошел уже, как актеры говорят полезность какую-то приобрел.

Тутта Ларсен

- Ну, даже если мы не говорим о каких-то особых талантах. Ведь учится в школе, и делать домашнее задание это все равно тот же самый труд. Это тот разумный минимум, который в любом случае ребенок должен на себя взять. Я уже даже не говорю о бытовой стороне вопроса. Опять же застелить за собой кровать, собрать учебники, написать расписание и подготовить себе пиджачок на завтра. Это тоже проблема. Потому, что ребенок вообще не понимает зачем ему трудиться, когда у него была такая жизнь раньше. Когда можно было просто гулять, складывать лего, читать книги и мультики смотреть. А теперь с каждым годом, на него все больше и больше взваливают, а ему не надо. Это нам надо, родителям.

А.Владимиров

- Я, не думаю что он задержаться. Убежден, что не задержаться надолго в таком состоянии, потому что сегодня жизнь очень жесткие требования предъявляет к молодежи. Кстати путешествуя по школам России, я вижу что старшеклассники наши представляют собой разительно иную картину, положительную картину в сравнение с тем, что было в начале 2000-х годов. И все время, когда мы говорим об этих предметах я возвращаюсь мыслью к временам дворянского воспитания, в дворянских гнездах. Даже есть такая очень интересная книга, как воспитывали маленького дворянина. И мы увидим, что тогда на эти мелочи о которые спотыкаются наши дети, преимущественное внимание обращали. И осанка, и правила хорошего тона.

Тутта Ларсен

- Красивый почерк.

А.Владимиров

- Да, умение написать письмо. И почерк и выражение, и особенно туалет. Собственно во времена Александра Сергеевича Пушкина, воспитанный человек, это человек приятный во всех отношениях. Который бывает не в тягость, а в радость окружающим. И поверти, мальчишки 15-16 лет, когда они уже начинают думать о противоположном поле вольно и невольно. Они уже, начинают слышать то к чему равнодушны наши Гекельберифины. Я например, когда меня приглашают в светскую школу, и набирают целый актовый зал 8,9,11 класс. Я знаю, что встречусь с ними один раз в жизни, где не будь в городе Арсеньеве. Это соседний к Владивостоку город, о чем говорить? Вы знаете, никогда не промахиваюсь. Вот начинаешь беседовать о правилах хорошего тона, о том как знакомится с девушкой, как изъясниться в любви. Но, не с тем, чтобы они до этого делали, но на будущее, на вырост. И с каким вниманием наши подростки из уст священника, если он умеет подать эту тему его слушают. Мне просто хочется, чтобы наши радиослушатели помолились за вашего Луку, и всех других маленьких Лукинят. Которые не учится, не жениться не хотят. Но, не пропадет мама твой скорбный труд, и из искры возгорится пламя. Без элемента принуждения все-таки нам не обойтись. А на исповедях, встречаешь пожилых людей, дедушек каких-то 75 летних. Спрашиваешь, как их жучили родители, и как благодарны бывают, все-таки уже умудренные жизнью, убеленные сединами люди. С каким уважением и трепетом они рассказывают о строгих бабушках и мамах, которые все-таки вправляли мозг, вправляли хрящи и позвонки. Не прогибались перед этими маленькими вождями краснокожих, дай им волю, они бы отпечатки своих башмаков прямо по периметру стены оставили.

Тутта Ларсен

- Вы слушаете «Семейный час» с Туттой Ларсен на радио «Вера». У нас в гостях протоиерей Артемий Владимиров. Говорим о том, как приучать детей кт руду. То есть, все-таки стоит настаивать, если ребенок, например, категорически отказывается заниматься музыкой. Надо додавить его.

А.Владимиров

- Но, не размазывать об стенку.

Тутта Ларсен

- Но, ведь не всех додавишь, правда. Я почему все время эту историю привожу, потому что я встретила такое лютое сопротивление ребенка, что я поняла, если я не откажусь от этих занятий, то мы все сойдем с ума и окажемся в психушке.

А.Владимиров

- Ну, конечно где тонок там и рвется, в этом смысле сегодня, у каждого ребенка который приходит в школу есть медицинская карта. И школьный классный руководитель должен обязательно эту карту изучить. Потому, что и внутриутробное развитие, и родовые травмы, и какие-то синдромы, и всякие тики и утомляемость. И расторможенность, и аллергия, сегодня к сожалению наши детки не могут похвалится душевно-телесным здоровьем. Поэтому, конечно важен результат. Если я вижу, что уж никак не идет то, что я запланировал для своего ребенка. Желая вырастить из него Паганини, ну отдам его в водное поло. Но, главное не предоставлять его самому себе.

Тутта Ларсен

- Все-таки куда-то важно отдать. Все-таки чем-то должен заниматься.

А.Владимиров

- Безусловно. Потому, что привычка и умение созидать, как-то осмысленно трудиться, это главное. А уж как эта привычка будет реализована в его сознательном возрасте Бог управит.

Тутта Ларсен

- Но, есть еще такая особенная область для православного христианина. Область где применить можно свой труд, свои таланты и свою мотивацию. Это молитва, и вообще такой христианский образ жизни. И для верующих людей, это тоже такой специфический род деятельности, который нужно уметь в себе взрастить, нужно уметь к нему привыкать и заниматься. А можно ли ребенку, это все привить?

А.Владимиров

- Чистые сердца детей как мы видим, напоминают собой лампадки. Когда какой не будь 5-летний малыш стоит рядом с батюшкой в храм. Не меняет даже ножки, стоит, словно свеча, ждет момента, когда батюшка снимет свой головной убор, отдаст в руки этот убор со словами смотри не урони. Это просто какое-то царство, город мастеров. У них примерно 40 мастерских, монастырь женский, но там еще огромная диаспора мужского пола. Чего они только не делают, от мозаики, ну разве что космические двигатели не изготавливают. Но, все что относится к созиданию дома и интерьера. А посмотришь на эти храмы, каждый дециметр расписан или выложен какими-то интересными мозаиками. Выстроили сейчас школу, гостиницу. Таких роскошных интерьеров я давно не видел, но вижу что и ручейки и какие-то ограды и какие-то перильца, все это рукотворная работа . думаю ну братья белорусы ну, молодцы. Пока Москва видит в своем хай-теке и бредит евроремонтами тут такие силы творческие. И по существу, это исконные таланты нашего народа, которые в лоне православия всегда стремился славить Бога, достигая определенного качества в своих трудах и ремеслах. Вот просто я белой завистью обзавидовался, увидев, что в этой тихой, кроткой, красивой стране, видно что целое поколение выросло тех, кто своими трудами организует пространство. И конечно, была бы у меня возможность я бы сейчас туда записался к ним в подмастерья, в свои 87 лет, как бы засучил рукава и где не будь, там в мраморной мастерской или столярной, а ведь занимался этим в школе, в столярной мастерской, приобрел бы вторую профессию.

Тутта Ларсен

- Есть еще такой нюанс, с одной стороны и родители, и педагоги многие говорят, занимайте ребенка под завязку, по самые ушки. Чтобы у него был драм кружок, кружок по фото. Как писала незабвенная Агния Барто. И тогда у него просто не будет физически не времени, не возможности иметь дурные мысли или шалить и хулиганить. С другой стороны, очень часто психологи говорят о том, что родители недооценивают свободную игру ребенка, и вообще, то время, когда он предоставлен сам себе. И с точки зрения взрослого, он может быть вообще ничем не занят, он может в этот момент не трудиться, не делать никаких домашних заданий. А просто родителю кажется, что он просто сидит и тупит, бездельничает. Но, для ребенка возможно, этот момент бездельничая физического, внешнего он очень важен потому, что ребенок в этот момент может быть что-то для себя решает или что-то фантазирует очень важное. Или он в игре реализует какие-то задачи социальные, которые он дальше буде применять к живым людям в обществе. Это очень важная психологическая вещь.

А.Владимиров

- Безусловно. Родители несомненно должны быть прозорливцами , им нужна определенная проницательность. Потому, что душа ребенка глубока и какие-то минуты, часы уединения, когда дитя предоставлено само себе. Мы даже видим как младенцы на природе, в каком-то таинственном общении с ветерком, с бабочками созерцает этот мир, в них раскрываются какие-то сокровенные стороны, и звучат струны души. В этом смысля я, даже хотел бы предупредить не в меру таких озабоченных воспитанием детей, родителей. Что обязательно может быть срыв, если вы держите вашего подростка в ежовых рукавицах, он весь нацелен уже на высшее учебное заведение. Я вот вижу как в студенческой уже социуме, такие отличники, которым не давали никакого продыху. Просто коллапс бывает, скольжение по наклонной плоскости. Человеческая природа, не выдерживает однообразия, ритмы нужно менять. Отдыхать нужно уметь культурно, как говорили в старину. И конечно, ничего лучшего чем общения с природой я придумать не могу. Особенно для маленьких горожан. Благо тем, кто выстроил себе, успел подсуетится, на там где не будь Рижском направлении, какой не будь коттедж. Так, что можно выйдя на улицу видеть смены времен года, и общаться с природой. И поэтому обязательно нужно уметь обустраивать этот отдых для детей, и если он еще и вводит в культуру, то есть вы посещаете какие-то достойные спектакли, театральные постановки и выставки. Вот, я завтра собираюсь идти на Рафаэля, могу кого не будь прихватить из наших радиослушателей.

Тутта Ларсен

- А, вас без очереди проведут?

А.Владимиров

- Ну конечно. Так какой-то экскурсовод уже меня ждет феноменальный. Но, я думаю, что единственное, что меня извиняет, что мы потом обязательно поговорим о воздействии искусства, и роли искусства в формировании личности взрослых и маленьких.

Тутта Ларсен

- Так, я бы с удовольствием сама к вам примазалась, но это мы с вами обсудим уже после окончания нашей программы. Спасибо огромное за эту интересную беседу. У нас в гостях был протоирей Артемий Владимиров, вы слушали «Семейный час» на радио «Вера», всем хорошего вечера.

А.Владимиров

- До свидания.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем