Если честно, я не люблю, когда меня критикуют. В основном, потому, что чаще всего люди не умеют это делать так, чтобы не обидеть — с любовью. Обычно критикуют так, что сразу пропадает желание что-либо делать вообще. Очень тяжело снова «влиться» в работу над чем-либо, если предыдущие твои достижения были оценены низко или пренебрежительно. Или нормально относиться к человеку, чьими усилиями такие оценки были поставлены.
Можно привести такой пример: предположим, мужу не нравится, как готовит его жена. Бывает такое, и нередко. Вместо того, чтобы подумать, как же сделать так, чтобы она научилась готовить так, как ему нравится, чаще всего мужчина идет самым простым путем: он просто ругает и критикует, ворчит и выражает без конца свое недовольство завтраком, обедом и ужином. Хочется ли жене после этого учиться готовить и вообще делать что-то приятное для такого вечно недовольного мужа? Понятное дело, что не хочется. Ей вообще перестаёт хотеться что-либо готовить. Особенно, если мужу не нравится не только ее готовка, но и прочие усилия по хозяйству.
Легко подорвать энтузиазм и веру в себя безжалостной критикой. Критиковать — легко, гораздо легче, чем хвалить. Все мы умеем это просто отлично. Немецкий поэт Гёте говорил: «Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее».
Как часто мы критикуем в других то, что нас раздражает в самих себе! «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». И прежде всего такое бревно — эта та самая критика без любви, осуждение с неприязнью.
Ну и что же теперь — вообще никого не критиковать? — можете вы меня спросить. Нет, без критики в нашем грешном мире никак не обойтись, конечно. Просто критика должна быть конструктивной — такая критика помогает учиться и улучшаться. Конструктивная критика — всегда доброжелательная и только по делу. Никаких обобщений, никаких переходов на личность! Критиковать нужно поступки, а не личность человека. Если я говорю своему ребенку: «вот ты растяпа!», это не поможет ему справиться со своей рассеянностью. Лучше сказать: «тебе нужно складывать шапку в рюкзак, чтобы больше ее не забывать». И если это научиться делать с любовью, то такая критика будет помогать, пробуждать в ребенке желание действовать и уверенность в себе.
А вообще лучше всего придерживаться очень простого правила. «Если мне нечего человеку предложить в качестве простого решения, то я и не имею права его критиковать». Очень хорошо для этого поставить себя на место того, кого я критикую. По словам Спасителя: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Если получится посмотреть на вещи с точки зрения другого человека... Может, тогда критика будет нужна не ему, а мне самой.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!