Неподалёку от колокольни Спасского собора в городе Елабуга стоит металлическая будочка, возле которой всегда толпится народ с вёдрами и бидонами. В будке находится водопроводная колонка, и старожилы обязательно предлагают гостям города отведать водички Ивана Васильевича. А на вопрос, кто такой Иван Васильевич, отвечают: «Отец живописца Ивана Ивановича Шишкина».
Шишкин-старший был для Елабуги знаковой фигурой. Купец, дважды избиравшийся городским головой, мастер-изобретатель, археолог, писатель и благотворитель – он всю жизнь работал без устали, а побуждением к труду называл «одну-единственную любовь к Родине».
Иван Васильевич родился в 1792 году. Не окончил даже церковно-приходскую школу: грамоте маленького Ваню учила мама. Работать он начал рано и поражал родителей умением вести дела в лавке. В 27 лет Иван женился, построил просторный дом, по комнатам которого спустя несколько лет бегало шестеро детей. Семья была для Ивана Васильевича счастьем, и он старался уделять ей как можно больше времени. А потому вскоре купеческая деятельность с её постоянными разъездами уступила место общественной работе на благо Елабуги. Неподкупно честный Шишкин слыл одним из самых уважаемых людей в городе: сначала его избрали бургомистром, а потом и градоначальником.
Всю свою энергию и большую часть денег он тратил на городские нужды. При его участии в Елабуге появились Троицкая церковь, казармы для инвалидов, манеж, а берега реки Тоймы украсила красивая ограда. Иван Васильевич строил новые мельницы и совершенствовал уже работающие, за что его прозвали «елабужским Кулибиным». В те годы за питьевой водой горожанам приходилось ездить к огромным цистернам. Дорога к ним вела ужасная, в дождь к ней лучше было и не приближаться - Шишкин замостил её. А в 1833 году проложил в Елабуге первый деревянный водопровод. Сам разработал проект, сам нанял мастеров «вертеть трубы» из соснового леса. Когда их уложили в канавы, началась сильная гроза - трубы унесло потоками воды. Шишкин начал всё заново и воду благополучно пустили. На городских площадях под специальными навесами установили краны, которые елабужане назвали «фонтанами». И били эти фонтаны, писал Шишкин, «на несколько сажен вверх как нельзя лучше».
Увлёкшись историей Елабуги, Шишкин занялся делом совсем не характерным для купца – археологией и раскопками. Следы деятельности Ивана Васильевича по сей день украшают город. Например, старинная Булгарская башня уцелела только благодаря Шишкину – он отреставрировал ее на собственные деньги. На свои же средства провел раскопки в селе Ананьино и нашёл множество древних предметов. Таинственный курган, где проводились поиски, учёные назвали Ананьинским могильником. Финно-угорские племена жили здесь в восьмом веке до Рождества Христова. За проведённую исследовательскую работу Ивана Васильевича удостоили звания члена-корреспондента Московского археологического общества.
В 1871 году Шишкин написал и издал книгу «История города Елабуги». Один из её читателей – житель Чистополя Зотиков - отправил Ивану Васильевичу письмо: «Я всегда с сердечным удовольствием читаю о вашем крае. Люди такого века, как вы, явление весьма редкое, а Елабуга никогда не увидит подобного вам человека, столь любознательного, за всем следящего 80-летнего старца. Ваша Елабуга должна поставить памятник в пример своим гражданам в назидание грядущему поколению; так как жизнь ваша изобильна приключениями и всякими превратностями, где вы во всём сохранили нравственный долг». В этих словах не было лести. Вся Елабуга знала, что Шишкин никогда не претендовал на звания и почести. И вся Елабуга пришла поздравить Ивана Васильевича, когда царском указом его пожаловали парадным мундиром, расшитым золотом, с орденами и лентой.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.