Неподалёку от колокольни Спасского собора в городе Елабуга стоит металлическая будочка, возле которой всегда толпится народ с вёдрами и бидонами. В будке находится водопроводная колонка, и старожилы обязательно предлагают гостям города отведать водички Ивана Васильевича. А на вопрос, кто такой Иван Васильевич, отвечают: «Отец живописца Ивана Ивановича Шишкина».
Шишкин-старший был для Елабуги знаковой фигурой. Купец, дважды избиравшийся городским головой, мастер-изобретатель, археолог, писатель и благотворитель – он всю жизнь работал без устали, а побуждением к труду называл «одну-единственную любовь к Родине».
Иван Васильевич родился в 1792 году. Не окончил даже церковно-приходскую школу: грамоте маленького Ваню учила мама. Работать он начал рано и поражал родителей умением вести дела в лавке. В 27 лет Иван женился, построил просторный дом, по комнатам которого спустя несколько лет бегало шестеро детей. Семья была для Ивана Васильевича счастьем, и он старался уделять ей как можно больше времени. А потому вскоре купеческая деятельность с её постоянными разъездами уступила место общественной работе на благо Елабуги. Неподкупно честный Шишкин слыл одним из самых уважаемых людей в городе: сначала его избрали бургомистром, а потом и градоначальником.
Всю свою энергию и большую часть денег он тратил на городские нужды. При его участии в Елабуге появились Троицкая церковь, казармы для инвалидов, манеж, а берега реки Тоймы украсила красивая ограда. Иван Васильевич строил новые мельницы и совершенствовал уже работающие, за что его прозвали «елабужским Кулибиным». В те годы за питьевой водой горожанам приходилось ездить к огромным цистернам. Дорога к ним вела ужасная, в дождь к ней лучше было и не приближаться - Шишкин замостил её. А в 1833 году проложил в Елабуге первый деревянный водопровод. Сам разработал проект, сам нанял мастеров «вертеть трубы» из соснового леса. Когда их уложили в канавы, началась сильная гроза - трубы унесло потоками воды. Шишкин начал всё заново и воду благополучно пустили. На городских площадях под специальными навесами установили краны, которые елабужане назвали «фонтанами». И били эти фонтаны, писал Шишкин, «на несколько сажен вверх как нельзя лучше».
Увлёкшись историей Елабуги, Шишкин занялся делом совсем не характерным для купца – археологией и раскопками. Следы деятельности Ивана Васильевича по сей день украшают город. Например, старинная Булгарская башня уцелела только благодаря Шишкину – он отреставрировал ее на собственные деньги. На свои же средства провел раскопки в селе Ананьино и нашёл множество древних предметов. Таинственный курган, где проводились поиски, учёные назвали Ананьинским могильником. Финно-угорские племена жили здесь в восьмом веке до Рождества Христова. За проведённую исследовательскую работу Ивана Васильевича удостоили звания члена-корреспондента Московского археологического общества.
В 1871 году Шишкин написал и издал книгу «История города Елабуги». Один из её читателей – житель Чистополя Зотиков - отправил Ивану Васильевичу письмо: «Я всегда с сердечным удовольствием читаю о вашем крае. Люди такого века, как вы, явление весьма редкое, а Елабуга никогда не увидит подобного вам человека, столь любознательного, за всем следящего 80-летнего старца. Ваша Елабуга должна поставить памятник в пример своим гражданам в назидание грядущему поколению; так как жизнь ваша изобильна приключениями и всякими превратностями, где вы во всём сохранили нравственный долг». В этих словах не было лести. Вся Елабуга знала, что Шишкин никогда не претендовал на звания и почести. И вся Елабуга пришла поздравить Ивана Васильевича, когда царском указом его пожаловали парадным мундиром, расшитым золотом, с орденами и лентой.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых