Симеону Гордому наследовал брат его — Иоанн Красный, прозванный так за великую свою красоту. Его называли также Добрым, так как это был князь «кроткий, тихий и милостивый». Но что служит лучшим украшением иноков, не всегда соответствует правителям. «Время Государей тихих», — говорит Карамзин, — «редко бывает спокойно, и мягкосердечие их имеет вид слабости, благоприятной для внешних врагов».
Когда князья поехали в Орду узнать, кто будет их главой, новгородцы отправили особого посла с большими деньгами на подкуп, чтобы устроить великое княжение не Москве, а суздальскому князю Константину. Однако, хан Чанибек решил дело в пользу московского князя Иоанна.
В то же время и Рязанский князь Олег дерзнул подняться на Иоанна. Он взял принадлежавший Москве город Лопасню и увел его наместника в плен. Иоанн не пошел на него войной, а удовольствовался освобождением упомянутого наместника из неволи. В свою очередь и Ольгерд Литовский тоже не замедлил воспользоваться слабостью Иоанна. Он присоединил к себе Брянск и занял было своим войском Ржев, чем открыл себе путь к Москве и Твери. Но встревоженные тверичи и жители Можайска поспешили вооружиться и сами выгнали из Ржева литовцев.
Отсутствие твердой великокняжеской руки давало себя знать и в самой Руси. В Твери, Муроме и Новгороде во время Иоанна Доброго, шли жестокие усобицы. Даже в самой Москве не было спокойно. Здесь, еще во время Симеона Гордого, важную должность тысяцкого занимал некий боярин Алексей Петрович Хвост. Он затеял крамолу против великого князя, но решительный Симеон быстро ее прекратил, изгнав Алексея Петровича из своих владений и лишив его всех волостей.
Однако, Хвост стал вновь тысяцким после смерти Симеона. Нет сомнения, что большинство остальных московских бояр, были крайне недовольны его возвышением и неоднократно высказывали это великому князю. Но слабовольный Иоанн не обращал на это внимания.
И вот, 3 февраля 1357 года, тело Алексея Петровича было найдено на площади. После этого убийства в городе стал сильный мятеж, причем многие бояре временно выехали даже из Москвы в Рязань.
Среди этих досадных нестроений все более и более возрастало значение и обаяние митрополита Алексия, отличавшегося, помимо святости жизни, также и обширнейшей образованностью.
В 1357 году, хан Чанибек потребовал его к себе для исцеления своей любимой жены Тайдулы, тяжко больной и ослепшей уже три года назад.
Перед отправлением в Орду, святитель отслужил молебен у мощей митрополита Петра. Вдруг на глазах у всех сама собой зажглась свеча при гробе чудотворца. С остатком этой свечи и освященной водой, Алексий отправился в Орду, усердно помолился над Тайдулой, окропил ее святой водой, и она чудесно прозрела. После этого, он с великой честью вернулся в Москву и заложил, в память исцеления Тайдулы, Чудов монастырь. Кроме того, в честь царицы был основан и город Тула.
Вскоре, в том же 1357 году, хан Чанибек был убит сыном своим Бердибеком, который, заодно с отцом, убил и двенадцать своих братьев.
Тревожное время настало тогда и для Русской Земли. Явился грозный посол от нового хана с требованием чрезвычайного сбора дани.
Чтобы отвратить гнев хана, митрополит Алексий вторично отправился в Орду из Москвы молить его за Русь. Он потерпел там большую тесноту, но все-таки успел, при содействии благодарной ему матери Бердибека — Тайдулы, отклонить грозившую беду и был отпущен с честью и миром.
При возвращении в Москву, Алексию была устроена торжественная встреча. Великий князь, бояре и народ встретили его как утешителя небесного. Особенно же трогательно было видеть, как восьмилетний старший сын Иоанна — Димитрий, говорил ему, проливая от волнения слезы: «О, Владыко! Ты даровал нам житие мирное. Чем можем мы изъявить тебе нашу благодарность?»
Вскоре после этого, в 1359 году, умер Иоанн Добрый, имея всего 33 года от роду. После него остались малолетние сыновья — Димитрий и Иоанн и малолетний же племянник — Владимир Андреевич.
Почти одновременно с кончиною Иоанна, был убит и хан Бердибек сыном своим — Кульпою. Это было началом ряда кровавых переворотов в Орде. Причем ханы один за другим вступали на престол через трупы своих предшественников, что сильно пошатнуло могущество Татар.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.