У легендарного лётчика Ивана Кожедуба было три золотых звезды Героя. Но Иван Никитович часто говорил, что имеется и четвёртая. Ею он считал свою жену Веронику. Грозный ас Кожедуб не уставал осыпать супругу ласковыми прозвищами. Знакомые только вздыхали: «Вот это любовь!», слыша, как Вероника превращается то в Верониченьку, то в Любимку, то в любимый кристалл.
Иван Кожедуб родился в украинской деревне Ображеевка в бедной семье. Отец мальчика - церковный староста, был человеком незаурядным, сочинял стихи, много читал. Сына Ваню не баловал, но заметив, что мальчик любит рисовать, этому занятию не препятствовал. Став юношей, Иван даже хотел поступать в художественный техникум, но именно в это время всерьёз увлёкся авиацией. Перед Великой Отечественной войной Иван стал курсантом военной школы лётчиков. В 1943 году его зачислили в истребительно-авиационный полк. В феврале 44-ого Иван получил свою первую звезду Героя. Через семь месяцев вторую. И через год третью.
Свою будущую жену Кожедуб впервые увидел 8-ого ноября 1945-ого года. Иван учился тогда в московской Академии Генштаба, а его часть размещалась в подмосковном Монино. Возвращаясь домой в электричке, Кожедуб и встретил красавицу Веронику. Молодой майор сидел напротив девушки и было видно, что он хочет заговорить, но стесняется. Так и не решившись познакомиться, Иван сошёл на своей остановке, сказав на прощание: «До свидания». И оно скоро состоялось. Только было уже отнюдь не случайным. Иван искал девушку, которая так ему понравилась по всем, проходящим мимо Монино, электричкам. И когда снова встретил Веронику, то подошёл и пригласил на танцы. Девушка согласилась прийти в Дом Культуры монинского гарнизона. А проходя по фойе заметила, что её кавалеру все офицеры, даже старше по званию, отдавали честь. В гардеробе Иван скинул верхнюю одежду и на его груди сверкнули три звезды Героя Советского Союза. Только тогда Вероника вспомнила, что видела портреты Ивана в газетах. «Так вот, с кем выпало познакомиться», - ахнула про себя девушка.
Новый год они встречали вместе. А уже второго января поженились. Через год родилась дочь Наташа. Учёба занимала почти всё время Ивана. Так что дома командовала Вероника. Весёлая, решительная, «главный адъютант и помощник», как шутил супруг, она умела и на рынке торговаться, и хорошо готовила, и вдобавок образовывала мужа, заставив его много читать.
А вот привыкнуть к профессии супруга Вероника долго не могла. Освоение Иваном новых самолётов превращалось для неё в серьёзное испытание. Как-то она даже попросила мужа перестать летать. Но ему предстояла ещё одна война – в Корее. Разлуку супруги пережили с трудом. Иван писал домой нежные письма: «Вот уже приближается Новый год, пятилетие нашей супружеской жизни, такой хорошей. Жаль, что мы не вместе встречаем наше первое пятилетие. Но ты не грусти. Будут у нас ещё счастливые минуты. Хочу поздравить вас всех с наступающим Новым годом. А тебя, женуля, с нашей крепкой неразрывной любовью». В Москву Иван Никитович вернулся в 1952-ом году, а вскоре у супругов родился сын Никита.
Главной движущей силой семьи Кожедубов всегда была только любовь. Дети не помнили, чтобы родители хоть раз обидели друг друга. Зато помнили, что из каждой поездки папа обязательно привозил подарки не только им, но и маме. Во всех домашних делах Иван Никитович полагался на жену и старательно скрывал от неё опасности своей профессиональной жизни – берёг супругу.
Кожедуб никогда не жаловался на здоровье, пока летал. Но, когда по возрасту с небом пришлось расстаться, начал болеть. В 1976-ом году у Ивана Никитовича случился инсульт. Вероника Николаевна сама ухаживала за мужем, учила его писать, занималась с ним речью, возила в санатории. И Кожедуб поправился. К сожалению, от инфаркта, который случился в 91-ом году, Вероника Николаевна спасти мужа не успела – её просто не было дома и некому было вызвать «скорую помощь».
С тех пор каждое второе января она приглашала близких отметить годовщину «нашей с Ванечкой», как она говорила, свадьбы. Веронике Николаевне было отмеряно ещё десять лет, и она провела их, окружённая любовью родных, но уже без прежнего счастья. Ведь рядом не было самого дорогого человека, с которым она душа в душу прожила 45 лет.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.