Христианский календарь не всегда был таким, каким его знаем мы. Годичный круг праздников и постов складывался постепенно.
Долгое время праздники Вознесение и Троица - день сошествия на апостолов Святого Духа ещё не разносились между собой на десять дней. Эти события вместе вспоминали и чтили после Пасхи, карфагенский богослов Тертуллиан, живший во втором- третьем веках, называл это торжество общим словом - "радостнейший период".
В конце четвёртого века сложилась традиция двух праздничных дней - Вознесение Господне вспоминали на сороковой день после Пасхи, а Троицу чтили на пятидесятый. Таким образом, Вознесение всегда отмечается в четверг шестой недели после Пасхи.
Первое упоминание о том, как праздновали Вознесение, сохранилось в дневниках паломницы Эгерии. В четвёртом веке она побывала на Святой Земле и рассказала, что в Иерусалиме, на горе Елеон, с вершины которой вознёсся Спаситель, было несколько храмов. Один, Елеона, на месте пещеры, где Сын Божий проповедовал апостолам, другой, Имвомон, на самом месте Вознесения. Накануне праздника верующие собирались в Елеоне, а после вечерней и всенощной, уже под утро, поднимались на литургию к месту Вознесения.
Эти храмы не сохранились до наших дней, но похожая традиция осталась. Сейчас на месте Имвомона стоит часовня Вознесения Господня, построенная в двенадцатом веке, эпоху Крестовых походов. Земля принадлежит мусульманам и они берут плату с паломников. Православные священники могут служить здесь лишь раз в год, на праздник Вознесения Господня. Торжественное богослужение начинается накануне вечером. Во дворе рядом с часовней ставится походная церковь-палатка. Уже с полудня приходят верующие, чтобы помолиться у местной святыни - следа на камне, который по преданию принадлежит Сыну Божию. За два часа до заката, когда ослабевает зной, начинается вечерня. Богослужение совершает архиерей Иерусалимского патриархата вместе с греческими и русскими священниками. На службу стекаются русские богомольцы, греки, православные арабы.
После повечерия все направляются торжественным крестным ходом на северную вершину Елеона, где находится греческий монастырь в честь Двенадцати апостолов. По преданию на этом месте Воскресший Спаситель явился ученикам перед Своим Вознесением. На улицах уже темно, поэтому верующие идут с горящими свечами и светильниками. Река огня и света течёт по улицам Елеона совсем как в первые века христианства.
Традиция крестных ходов в день Вознесения есть во многих православных странах. Например, в Сербии к празднику Вознесения Господня приурочено торжество Крестной славы Белграда, своеобразный духовный день города. Проходят крестные ходы и в российских монастырях, приходах и благочиниях.
И пусть над головами богомольцев не жаркое небо Елеона, но по словам святителя Луки Войно-Ясенецкого важно "сердца свои устремить к небу вслед за Ним, ибо и нам надлежит вознестись за Ним на небо".
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.