Замечательный русский поэт Константин Бальмонт писал: «Есть книги, которые пересоздают душу совершенно, прочтя такую книгу, ты уже навсегда другой». Эти слова относятся к книге Иова, входящей в состав Ветхого Завета. Кто же такой этот Иов, и почему его история произвела на поэта столь сильное впечатление?
Книга Иова рассказывает о великом праведнике, о его страданиях и несокрушимой вере в Бога. Иов жил задолго до пророка Моисея. Он был богатым, многодетным и счастливым человеком. Все любили его за доброту, мудрость и сострадание к бедным. Сатана решил опорочить добродетельного Иова. Он стал утверждать перед лицом Бога, что Иов богобоязнен только потому, что в жизни у него всё благополучно. Чтобы изобличить эту ложь, Бог позволил сатане испытать Иова.
С этого момента жизнь праведника превратилась в сплошное страдание. Сначала погибли его многочисленные стада овец, волов и верблюдов. Иов безропотно перенёс эту потерю. Затем пришло известие о смерти всех десятерых его детей. И тут Иов не укорил Господа в своих бедах. Он разорвал на себе одежду, пал на землю, поклонился Господу и сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь к матери моей земле. Господь дал, Господь взял. Да будет имя Господа благословенно».
Тогда, желая, чтобы Иов возроптал на Господа, сатана поразил его проказой. Многострадальный Иов был вынужден уйти из дома и жить отшельником. Болезнь его была ужасна. Он сидел в пепле и скоблил куском черепицы покрытую язвами кожу. Даже жена из сострадания пожелала ему скорой смерти.
Три лучших друга Иова пришли, чтобы утешить страдальца. Вид несчастного поразил их. Они разрыдались от жалости, а затем сели рядом на землю, не зная, что сказать. Так они и сидели молча семь дней и семь ночей. Затем Иов заговорил.
Иов:
О, если бы положили на весы страдание моё! Оно верно перетянуло бы песок морей! Стрелы Вседержителя во мне; яд их пьёт дух мой; ужасы Божии ополчились против меня. Чего я ужасался, то и постигло меня. Чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады. Для чего не умер я, выходя из утробы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно. На что дан свет человеку, которого Бог окружил мраком?
Первый друг:
Вспомни, как ты поддерживал в беде других. А теперь дошло до тебя, и ты упал духом. Разве ты не знаешь, что человек рождается на страдание, чтобы устремляться вверх, подобно искрам? Разве ты не уповаешь на Бога? Вера должна укреплять твою надежду.
Иов:
Друзья мои, вы пускаете слова на ветер. Невинен я. Зря вы придумываете речи для обличения. Прошу вас, взгляните на меня. Буду ли я лгать вам? Правда на моей стороне, а потому не буду я молчать, буду изливать своё горе. Буду умолять Судию моего. Скажу Богу: Господи, опротивела мне жизнь. Зачем Ты борешься со мной, так что я стал самому себе в тягость?! Объясни мне, зачем Ты ищешь порока во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому защитить меня от Тебя?
Второй друг:
Ты говоришь, что чист перед Господом? Да если бы Бог ответил тебе и открыл тайны Своей премудрости, оказалось бы, что тебе вдвое больше следует понести! Я уверен, что Бог предал забвению некоторые из твоих беззаконий из милости к тебе.
Иов:
Вот что я скажу вам, друзья. Вы ничему не можете меня научить. Я не ниже вас и знаю всё то, что знаете вы. Я хотел бы говорить с Богом, отстоять свою правду перед Ним. А вы все бесполезные врачи. О, если бы вы молчали, я бы счёл вас мудрецами.
В те времена верили, что проказа посылается человеку за серьёзные прегрешения. Иов обратился к Богу, прося Его объяснить, за что ему послано столь страшное наказание. И Господь явился праведнику в бурном вихре. Он показал Своё могущество и премудрость и дал осознать, что причина несчастий – козни дьявола. Господь проявил милость к Иову, потому что тот остался верен Ему несмотря на все тяжкие испытания. Иов не только вернул, но и преумножил свои богатства. Господь дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Иов прожил счастливо ещё сто сорок лет и увидел своих потомков до четвертого колена.
На иконах этот святой часто изображается в царском венце. Святые отцы говорили, что Иов Многострадальный не просто ветхозаветный праведник, он - прообраз другого безгрешного Страдальца, Христа, воскресение Которого стало ответом Бога на извечный вопль человека о страдании. Священномученик Зенон, епископ Веронский, живший в IV в., так говорил об Иове: «Иов был образом Спасителя нашего Иисуса Христа. Иов был праведен — Спаситель наш есть сама правда. Иов был истинен, — Господь наш есть подлинная, совершённая истина».
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.
19 апреля. О значении первой типографии для Руси
Сегодня 19 апреля. В этот день в 1563 году в Москве начала работать типография первопечатника Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.
О значении этого события для книгопечатания на Руси, — священник Захарий Савельев.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых