Иосиф вздохнул и взялся за инструмент. Старый плотник любил свое ремесло, но в этот раз на душе было тягостно, и работа не спорилась. Прошло несколько месяцев с тех пор, как он обручился с Марией – своей дальней родственницей, совсем юной Девушкой, которая выросла при Иерусалимском храме. Иосиф не собирался вступать в брак – какой из него, седого старика, жених? Но священники искали, кому поручить Воспитанницу, пожелавшую провести жизнь в девстве и служении Богу, и жребий пал на него. И вот теперь Иосиф заметил, что Девушка, которую ему поручено беречь, ждёт ребенка. Сначала он сомневался, убеждал себя, что ошибся. А потом спросил напрямую. Мария не стала отрицать, что непраздна. Она сказала, что не утратила своего девства, а Ребенок, которого Она носит под сердцем – от Божьего действия. Могут ли эти объяснения быть правдой?
Промаявшись в нелёгких раздумьях весь день, Иосиф лег спать. Но едва он забылся, голос ангела призвал его: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою! Родившееся в ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь имя ему Иисус, ибо Он спасёт людей от грехов их». Иосиф сел на кровати. Имя Иисус означает «Бог спасает». Значит, кроткая Девочка носит под сердцем Спасителя людей, а он, старый плотник, призван беречь их обоих?
Иосиф решил больше не терзаться, а положиться во всем на волю Создателя. Но не так-то это оказалось просто. Иногда старец твердо верил в особое предназначение Марии, и душа его радостно пела о премудрости Божией. Но порой сомнения опять начинали мучить. Особенно трудно пришлось Иосифу во время путешествия в Вифлеем, куда они с Марией отправились, чтобы принять участие в переписи, объявленной кесарем. Устало и безнадежно Иосиф брел от одной гостиницы к другой, и не находил свободных мест. Он тревожно взглядывал на Марию, которая ехала рядом на ослике. Она со дня на день должна была родить, и старец переживал, не повредит ли ей и младенцу утомительное странствие.
На ночлег пришлось остановиться на окраине города, в пещере, куда пастухи загоняли скот во время непогоды. Здесь и появился на свет Сын Марии. Юная Мать спеленала Дитя в свое покрывало, уложила на солому в кормушку для животных и тихонько напевала над Ним псалмы, светясь от счастья. Иосиф же вновь опечалился. «Возможно ли, чтобы Сын Божий родился в такой убогой хижине?», - сомнения вновь зашевелились в душе.
В этот момент раздался стук в дверь. На пороге стояли пастухи.
Иосиф:
Просите нас, добрые люди, что мы заняли вашу пещеру. У жены только что родился ребенок, позвольте нам пробыть здесь до утра.
Пастух:
Так это правда! А можно нам взглянуть на Младенца?
Иосиф:
Конечно, я не обманываю вас. Вот он, новорождённый Мальчик.
Пастух:
Так вот Он какой, Спаситель людей!
Иосиф:
Спаситель?..
Пастух:
Так возвестил нам ангел! Мы грелись у костра, когда небо ярко осветилось, и хор неземных голосов запел удивительный гимн: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в людях благоволение!». Небесный посланник сказал нам, что близ Вифлеема в пещере родился Христос. И вот, мы видим это воочию!
Пастухи благоговейно опустились на колени перед колыбелью. Иосиф смотрел на них и мысленно укорял себя за маловерие. Бесхитростный рассказ гостей, их чистосердечная радость о Родившемся Младенце укрепили плотника, и он дал себе слово никогда больше не сомневаться в великом Божественном промысле о Марии и Сыне, которого Она родила.
Вскоре его вновь посетил во сне ангел. Божий вестник велел уводить Марию и Иисуса в Египет, поскольку иудейский правитель Ирод узнал о рождении Мессии и решил избавиться от Него, как от соперника. Иосиф не стал медлить. Погрузив на ослика нехитрые пожитки и усадив на тюки Марию с ребенком, он поспешил в путь.
Старец больше не испытывал сомнений, вся его жизнь стала послушанием Богу. До самой кончины Иосиф оставался хранителем двух Жизней – непостижимо великих и таких беззащитных в земной юдоли. Он понимал, что Мария и Ее Сын находятся под особым покровом Всевышнего, но до последнего вздоха тревожился и заботился о них, как отец.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия