Однажды в Цюрихе к мальчику на улице подошёл нищий и попросил милостыню. Глаза ребёнка налились слезами, у него не оказалось денег, а бродягу было так жалко. И мальчик, сняв со своих башмаков серебряные пряжки, отдал их нищему. Этого доброго ребёнка звали Иоганн Песталоцци.
Сейчас о нём – великом педагоге знает весь мир. А тогда, в середине 18 века, Иоаганна совсем не жаловали в школе, где он учился. Наставники считали его бесталанным, мальчишки дразнили. Заступиться за Иоганна было некому, зато сам он всегда защищал слабых.
Став старше, Иоганн изучал юриспруденцию, рассудив, что юрист – это человек, который стоит на страже справедливости. Но карьера не задалась. Тогда Песталоцци занялся земледелием. И снова потерпел фиаско. В те времена по Швейцарии бродили сотни бездомных детей. Песталоцци вдруг понял, что может им помочь. Он открыл в своём доме приют. Собрал пятьдесят ребят, купил им одежду, оборудовал мастерские и стал учителем. Идея Песталоцци была простой: он решил доказать, что детей можно обучать фабричным специальностям и в то же время давать им образование и что воспитывать можно не розгой, а лаской.
Дела шли успешно, пока были деньги. Когда они закончились, приют закрыли. Иоганн, получив от судьбы такой удар, заболел. А поправившись, начал всё заново. И чтобы заработать денег, стал писать книги. Роман о воспитании детей простой женщиной Гертрудой, сделал Песталоцци знаменитым. Потом была другая книга о Гертруде, в которой Иоганн развивал свои взгляды на педагогику. Он писал, что пора поднимать уровень народного образования. Но у простых людей нет денег, а в стране мало школ, и детей поэтому нужно отдавать в руки матерей, которым необходимо иметь руководство по воспитанию, которое и написал Песталоцци.
Его книги пользовались огромным спросом. Их переводили на разные языки. На гонорары Песталоцци открыл новый приют. Для сотни обездоленных ребятишек Иоганн стал отцом. Он исполнял обязанности директора, учителя, казначея, дворника. Песталоцци приучал детей к труду и дисциплине. Бывших беспризорных скоро нельзя было узнать. Они превратились в опрятных, трудолюбивых ребят, искренне любящих своего учителя. А счастливый педагог говорил о воспитанниках: «У меня никого не было, только они».
Но и это счастье оказалось недолгим. Детей разогнали военные, которым приглянулось здание приюта. Песталоцци снова сел писать книги. А на гонорары открывал школы. Одна из них продержалась четыре года. Песталоцци ничего не требовал от учеников, не наказывал их, не заставлял зубрить. Ребята ходили на уроки с удовольствием и уже через шесть месяцев читали и писали. У других учителей на обучение этому уходило три года. В школу даже направили комиссию, которая вынесла такой вердикт: «Вы показали, какие силы таятся в человеке даже в период нежного возраста. Удивительный успех ваших учеников убеждает, что из всякого ребёнка может быть что-нибудь сделано, если учитель сумеет понять особенности его способностей и верно приняться за их развитие».
Это было официальное признание. Швейцария гордилась своим педагогом. К нему приезжали учиться со всей Европы. Но вокруг школы стали сгущаться тучи, кто-то написал донос, назвав её «рассадником демократизма». И 60-летнего учителя выгнали. Тут уж вступилась мировая общественность. На Песталоцци посыпались приглашения из разных стран, но он остался в Швейцарии и открыл в городе Ивердон институт на двести учеников.
Это были самые счастливые 20 лет в жизни «папы Песталоцци», как называли его дети. Он работал почти круглыми сутками, да ещё содержал на свои деньги учительскую семинарию. Так и только так – личным примером – Песталоцци убедил мир в правильности своей главной идеи: 19-ый век - это время для всеобщего начального образования. И мир не забыл Песталоцци. В Ивердоне поставили памятник этому удивительному человеку, а на постаменте выбили слова: «Всё для других, ничего для себя».
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.