Жители Иркутска из уст в уста передавали новость о знаменитом богаче Сибирякове. Рассказывали, что вчера к нему пришла монахиня с просьбой пожертвовать немного на храм, а он, недолго думая, вынул из сейфа все деньги - сто сорок тысяч – да ещё, говорят, извинился: простите, мол, матушка, больше сейчас в наличности не имею!..
Иннокентий Михайлович Сибиряков, неслыханно щедрый поступок которого так изумил и восхитил горожан, был наследником золотых приисков, приносящих ему три тонны чистого золота в год.
Ему едва исполнилось четырнадцать, когда он стал полноправным владельцем этого в прямом смысле золотого бизнеса: в тысяча восемьсот семьдесят четвёртом году его отец скоропостижно скончался. Юноша в это время находился в Петербурге - учился в гимназии. Иннокентий не впал в радостную подростковую эйфорию от свалившихся миллионов и не стал закатывать весёлых студенческих пирушек. Молодой человек воспринял случившееся, как непостижимую волю Господа, и дал себе и Богу обещание употребить богатство во благо людей.
Очень скоро появилась и возможность это сделать. Гимназия, где учился Сибиряков, нуждалась в ремонте, но средств постоянно не хватало, и здание продолжало ветшать. Пятнадцатилетний ученик выкупил дом, произвёл в нём значительные переделки, чтобы потом вернуть гимназии полностью отремонтированное, оснащённое по самым современным стандартам, здание.
Не забывал он и родную Сибирь. Школы, музеи, библиотеки Иркутска и других городов с благодарностью принимали щедрую помощь молодого благотворителя. А в Петербурге Иннокентий Михайлович регулярно оказывал финансовую поддержку Высшим женским Бестужевским курсам, пожертвовал пятьдесят тысяч рублей на создание Первого женского медицинского института в России. Он являлся почетным членом Общества попечения о бедных и больных детях. Свою фешенебельную дачу в окрестностях Выборга Сибиряков подарил Обществу бедных женщин: в ней был устроен детский приют для девочек. Большие суммы выделял Иннокентий Михайлович на стипендии для гимназистов и студентов. Более семидесяти молодых людей получили на его средства образование в вузах России и в Европы. Он с большим уважением относился к науке, и профинансировал несколько исследовательских проектов и научных экспедиций.
Сибиряков и сам много путешествовал. Объехав всю Европу, он с горечью осознавал, что людьми нередко движет жажда денег, ибо они ошибочно отождествляют богатство со счастьем. Сам же Сибиряков никогда так не считал. «Вот, я миллионер, - говорил он. - Но счастлив ли я? Нет. Всё моё богатство в сравнении с тем, чего жаждет душа моя, есть ничто».
Жажда души Иннокентия Михайловича была в Боге. Так вышло, что он не обзавёлся семьёй, и уже давно подумывал о том, чтобы стать… монахом. Церкви он отдавал и своё сердце, и своё богатство. Он финансировал строительство храма Казанской иконы Божьей Матери в Иркутске, внёс двадцать пять тысяч на устройство Свято-Троицкого Николо-Уссурийского монастыря. Два с половиной миллиона было роздано им по бедным монастырям России.
А вскоре Иннокентий Михайлович исполнил своё давнее стремление. В тысяча восемьсот девяносто четвертом году он принял монашеский постриг и поселился в свято-Андреевском скиту на Святой Горе Афон. В две тысячи девятом году Комиссия по канонизации Русской Православной Церкви приступила к рассмотрению вопроса о прославлении в лике святых этого благотворителя и монаха.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия