Существует несколько типов икон, посвящённых появлению на свет Девы Марии и Её младенческим годам. Главная особенность этих образов - их лирический характер. Современному человеку они могут напомнить фотографии из альбома дружной любящей семьи.
Вот сюжет "Зачатия праведной Анны" или как его ещё называют "Встреча у Золотых ворот". Супруги Иоаким и Анна встретились после разлуки, они нежно обнимают друг друга и спешат поделиться радостными вестями. Ведь обоим явился Ангел Божий, который сказал, что бремя их бесплодия закончилось. У супругов родится ребёнок, благодаря которому изменится весь мир.
Или образ "Ласкание Девы Марии": пожилые супруги держат на руках маленькую дочь. Они приникли друг к другу и с искренним восторгом любуются девочкой, словно не могут до конца поверить случившемуся чуду. Младенец так же ласково льнёт к родителям. Сколько любви, трепета и взаимного тепла в их жестах!
Так и образ «Рождества Богородицы» кажется очень житейским, наполненным трогательными бытовыми подробностями. В центре иконы изображена праведная Анна. Она полулежит или сидит на высоком ложе, к ней пришли с дарами другие женщины. Рядом находится повивальная бабка и служанки, они омывают Богоотроковицу в купели, напоминающей об обновлении и очищении человеческого рода.
Иногда встречаются трогательные подробности, например, на некоторых иконах служанка рукой проверяет воду в купели, так же как это делают все матери мира. Или обмахивает опахалом лежащую в колыбели Младеницу. Иконописцы уделяют внимание бытовым деталям, словно стремясь ввести зрителя в самую глубину события, сделать его участником и свидетелем радостного чуда.
Самые старые из сохранившихся икон или фресок Рождества Богородицы относятся к одиннадцатому веку. Из них наиболее известной является фреска в Киевском Софийском соборе.
В России и на Украине особо почитается чудотворная Глинская икона Рождества Богородицы. Её явление произошло в шестнадцатом веке в Сумском крае. Икону нашли бортники, собиравшие мёд диких пчёл. Образ стоял на сосне. Когда икону сняли с дерева, из-под его корней забил родник. Вскоре на этом месте возникла Глинская пустынь. Своё название она получила по имени княжеского рода, владевшего этими землями. По молитве Богородице перед Её образом не раз происходили исцеления. В тысяча девятьсот двадцать втором году монастырь был закрыт, икону скрыли верующие, но след её затерялся. Обитель возрождается из руин, её вновь открыли для верующих в конце девяностых годов. Предание гласит, что чудотворная Глинская икона Рождества Богородицы вновь явится людям, когда расцветёт духовная жизнь Глинского монастыря.
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.
Центр социальной реабилитации «Турмалин» даёт работу людям с инвалидностью
Фёдору — 32 года, и у него множественные нарушения развития. Мужчина с трудом ходит, быстро утомляется и не может долго удерживать внимание. При этом Федя — интересный собеседник. Мужчина много читает и с удовольствием рассказывает другим о том, что узнал.
На протяжении 7 лет Фёдор посещает московский центр социальной реабилитации «Турмалин», где помогают взрослым с ментальными нарушениями. Здесь люди с различными нарушениями при поддержке педагогов и волонтёров развивают навыки самостоятельной жизни, посещают занятия в творческих мастерских и не только. Федя, например, создаёт восковые свечи, которые потом реализуют на благотворительных ярмарках. Сейчас в мастерской кипит активная деятельность, Федя изготавливает красные свечи — к Пасхе. Работа с воском для него непростая, требует полной концентрации сил — и физических, и моральных, но зато он всегда видит результат своего труда, что очень важно.
Помимо свечей люди с особенностями развития создают в мастерских изделия из керамики, дерева, стекла и шерсти, варят мыло. Они проводят в центре «Турмалин» почти весь день. Для них организуют не только трудовые и творческие занятия, но и кормят вкусными обедами, устраивают праздники, чаепития. Здесь особенные люди чувствуют себя в безопасности, они востребованы, у них есть друзья и любимое дело.
Всю помощь в центре социальной реабилитации подопечные получают бесплатно. Поэтому проекту важна поддержка, в первую очередь, финансовая. Но помогать можно не только деньгами, но и делами. Например, стать волонтёром и сопровождать особенных людей во время занятий. Узнать больше можно на сайте центра: turmaline.ru
Поддержать сбор на обеды для особенных людей: https://turmaline.ru/sbor2024/
Информация для волонтёров: https://turmaline.ru/volunteer/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колочская икона Божией Матери
Колочская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого как Путеводительница. На изображении Богородица левой рукой удерживает Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Пречистая Дева с нежностью и любовью склонилась над Сыном. Зная из пророчеств о грядущих страданиях Иисуса, Она хочет разделить Его боль.
Колочский образ был явлен в начале пятнадцатого века в окрестностях деревеньки Колоцкое, в двадцати верстах от подмосковного города Можайска. Обстоятельства обретения святыни описаны в древней Степенной книге, литературном памятнике шестнадцатого столетия. Икону Богородицы нашёл на берегу речки Колочи крестьянин по имени Лука. Он принёс находку домой. И в тот же день по молитвам перед Явленным образом исцелился родственник крестьянина, много лет тяжело болевший.
Слава о святыне распространилась по всему Можайскому княжеству. В дом Луки потекли богомольцы. Верующие молились Божией Матери, и Она щедро изливала на них Свою милость. В благодарность люди оставляли у иконы пожертвования. На эти деньги Лука построил в родной деревне церковь в честь Успения Божией Матери. Чуть позже он основал при этом храме монастырь.
В 1545 году на Соборе, который созвал Московский митрополит Макарий, было установлено празднование Колочской иконы 22 июля. В Успенском монастыре появилась традиция совершать в этот день крестный ход со святыней к источнику, который забил на месте обретения чудотворного образа. Благочестивый обычай прервался лишь после революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, засыпали родник, Колочская икона была утрачена.
В 1993 году Успенский монастырь возродился, на этот раз как женский. Насельницы получили драгоценный подарок — древний список Колочской иконы Божией Матери, прежде хранившийся в Ильинской церкви города Можайска. С этой реликвией ежегодно 22 июля совершается крестный ход к целебному источнику. Сёстры расчистили родник на том самом месте, где в пятнадцатом веке крестьянин Лука нашёл первообраз Колочской святыни.
Все выпуски программы Небесная Заступница